Депутаты заксобрания не оценили усилий регионального Минсельхоза по борьбе с излишками зерна
СЕССИИ Законодательного собрания Новосибирской области, как правило, заканчиваются часом правительства, когда кто-нибудь из региональных министров отчитывается о своей работе. На сессии 30 ноября правительственный час затянулся сразу на два, причем буквально — по продолжительности. Выступали министр культуры Игорь Решетников и министр сельского хозяйства Василий Пронькин. И если Игорь Николаевич получил лишь похвалы за проделанную работу, то Василий Андреевич не услышал в свой адрес ни одного доброго слова — в лучшем случае ему выражали сочувствие. Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, присутствовавший на сессии, даже предпочел благоразумно покинуть зал заседаний сразу после выступления Решетникова. Так что все шишки достались Пронькину.
Тема — очередной рекордный урожай зерна, собранный в области. Пронькин докладывает: поскольку интервенций ждать не приходится, упор делаем на вывоз излишков. Область, собрав три миллиона тонн зерна, должна вывезти не меньше миллиона. С вагонами была проблема, но сейчас она решается. За три осенних месяца из Новосибирской области уже вывезли 80 тысяч тонн (то есть меньше трех процентов урожая). Но зато мы стали крупнейшими производителями молока в Сибирском федеральном округе, что, как считает министр, является достижением. Животноводство вообще будет хорошо развиваться при таком избытке зерна, и скоро мы выйдем на внутреннее потребление двух миллионов тонн.
ДЕПУТАТЫ сдержанного оптимизма министра не разделили. Высказывались в основном члены комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям. Заместитель председателя комитета Глеб Поповцев обозначил проблему так: «Мы получили присутствие урожая при отсутствии его реализации. Но мы что — не знали, что у нас будет избыток урожая? На сегодняшний день я не вижу анализа той ситуации, которая сложилась, но самое страшное — я не вижу перспектив. В следующем году у нас избыток урожая будет еще больше».
Патриарх новосибирских сельхозпроизводителей Юрий Бугаков отметил, что главная проблема не в вывозе зерна, а в его цене: «Безнравственно работать себе в убыток». Так-то оно так, но вообще-то вывоз и цена очень взаимосвязаны. Как заметил депутат Юрий Зозуля, «мы должны говорить о том, как создать механизм экспорта зерна». Председатель аграрного комитета Олег Подойма отметил, что сельское хозяйство — это та отрасль, которая не может существовать без государственной поддержки.
А вот зампред аграрного комитета Денис Субботин смотрит на проблему несколько шире: «Зачем мы производили то, что у нас в избытке? Мы делаем анализ, не учитывая переходящие запасы. Дальше — начинаем мечтать о животноводстве. Но наши предприятия скоро полностью обеспечат область сырым молоком, и цены опять рухнут. То есть мы смотрим вперед на три минуты, не пытаясь понять, что будет через год. Нужно менять всю стратегию сельского хозяйства в нашей области, но региональный Минсельхоз на это не способен».
Олег Сметанин, который не входит в состав аграрного комитета, предложил создать комиссию, которая займется расследованием действий регионального Минсельхоза. Нет, прямо так он не сказал, но весь пафос его речи сводился именно к этому: то, что случилось, касается не только профессионалов из аграрного комитета, но и всех жителей Новосибирской области, поэтому разбираться нужно всем. Юрий Федорович Бугаков на правах патриарха попытался остудить пыл Олега Александровича и даже пригласил его принять участие в заседаниях аграрного комитета.
Но даже Сметанин не вышел на тот уровень критики, который позволил себе председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив: «Томская область, Алтайский край воюют за интервенции. А вы какие-то сказки про вагоны рассказываете». Пронькин попытался возразить: «Зачем вы пытаетесь все в одну кучу валить?» — но Шимкив закрыл дискуссию.
В России должность министра сельского хозяйства всегда была условно расстрельной — причем на любых уровнях. И не важно — большой урожай или засуха. Однако нынешние претензии к Василию Пронькину звучат в контексте недавнего скандала вокруг долгосрочной аренды Тогучинских лесов. Напомним: именно Андрей Шимкив стал тогда инициатором отмены соглашения, стоившего Василию Пронькину кресла зампреда правительства. И сейчас о той истории еще и напомнил. А в таком разрезе — кто его знает, чем все закончится?
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»