Министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов 22 мая подписал приказ о введении нового порядка занятия народной медициной. В нем впервые в регионе вводится понятие «целитель».
Строго говоря, целитель, если речь не о творцах неких чудес, — это тот, кто «исцеляет от болезней, недугов средствами нетрадиционной медицины» (Энциклопедический словарь). Во многих странах их деятельность запрещена. Однако не в России, где еще в 1990-х появились законы, разрешающие и регламентирующие работу «народных специалистов». К ним относились те, кто практиковал доказанные на народном опыте методы оздоровления — гомеопатию, мануальную терапию, рефлексотерапию и подобное.
Интересно, что в соответствии с документом защита интересов целителей теперь является одной из целей порядка. Наряду с качеством и безопасностью их услуг и с созданием условий для интеграции народных методов лечения в современную медицину.
Документ, подобный принятому в мае 2024 года, в Новосибирской области уже существовал – он был подписан в 2015 году. Самое заметное его отличие от нового как раз в термине «целитель». Старый документ, отмененный новым приказом министра, практикующих народные методы лечения людей стыдливо именовал «лицами, получившими разрешение на занятие народной медициной».
Также в документе дается определение понятия «народная медицина». Это методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья.
Главным документом, необходимым для приема пациентов, остается разрешение. Для его получения целителю нужно помимо высшего или среднего медицинского образования иметь представление от медицинского сообщества (некоммерческой организации медиков или клиники) и сертификат специалиста. Однако раньше для начала работы требовалась еще и лицензия на медицинскую деятельность, а теперь достаточно подтверждения того, что у целителя есть собственный или арендованный кабинет, где он может вести прием пациентов.
Как и прежде, целитель обязуется не использовать свои навыки и знания во вред пациенту. Если минздраву станет известно о нарушении этого правила, орган может лишить нарушителя разрешения. Кроме этого, запретить деятельность целителя можно решением суда.
Разрешение целителю выдается на пять лет. После этого целитель утрачивает право лечить людей, пока не получит нового. При смене места жительства или адреса приема, а также смене имени целителя разрешение придется переоформлять. Передать разрешение кому-то другому нельзя. Работать в регионе, имея разрешение из другого, тоже нельзя.
В комиссию, которая рассматривает документы и выдает разрешения, кроме чиновников минздрава введены медицинские общественники (руководители ассоциаций), главные внештатные специалисты региона и ученые – всего восемь человек.
В ряде регионов России подобные специалисты уже существуют: по данным издания «Царьград», в Пермском крае, например, их зарегистрировано пять, а в 2021 году было семь. Около десяти целителей с разрешениями работают в Татарстане и в Башкирии. В Новосибирской области с 2017 года, по данным регионального минздрава, не выдано ни одного такого разрешения. Да и заявлений от желающих не поступало.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: