В сухом остатке — Сухой лог

0
3709

Почему странные названия укореняются на карте Новосибирска, и другие топонимические головоломки, которые еще ждут своих ответов. 

ВОПРОСЫ названий общественных пространств всегда вызывают резонанс. В последнее время в Новосибирске на слуху несколько тем, касающихся таких имянаречений.

Самая главная новость: остановка «Универмаг «Калининский» скоро вернет себе историческое имя — «Сухой лог». Вопрос об этом обсуждался перед последним заседанием городской комиссии по наименованиям (переименованиям). Решение отложили до следующего раза, но не потому, что кто-то был против, а из-за того, что нужно решить некоторые финансовые вопросы.

Член комиссии по наименованиям, сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев, который был одним из инициаторов возвращения остановке родного наименования, рассказал корреспонденту «Новой Сибири», что цена вопроса — меньше двухсот тысяч рублей. 36 тысяч — это расходы бюджета на смену аншлагов на остановках. Остальные расходы ложатся на транспортные компании, которым, в частности, придется перезаписывать дикторские тексты — их мы слышим, приближаясь к той или иной остановке. Мелочь, конечно, но деньги счет любят.

Высказывалась идея для покрытия этих расходов организовать сбор денег с окрестных жителей (слава богу, на добровольной основе), но от нее вовремя отказались, поняв юридическую несостоятельность инициативы (еще раз слава богу). В общем, теперь рассматривается вопрос о том, чтобы заложить эти средства в бюджет 2019 года.

Что касается самого переименования, то если будет подтверждение включения денег в бюджет, комиссия по наименованиям примет решение с отложенным исполнением. Это может произойти уже на следующем ее заседании. Надо полагать, мэр и депутаты необходимые деньги выделят. Вопрос-то очевидный: мы все говорим «Еду на «Сухой лог», а не «Еду на «Калининский универмаг». Похоже, даже молодежь, которая не помнит, как в 1997 году остановку переименовывали, все равно называет ее «Сухим логом».

КСТАТИ, почему «Сухой лог»? Потому что там рядом как раз и пролегает естественно сложившийся объект рельефа местности, и образовался он за несколько тысяч лет до универмага. Интересно другое: почему при очевидной однозначности за переименование высказались только 55 процентов тех, кто принял участие в голосовании на муниципальном портале Новосибирска, а 45 процентов были против? У Константина Голодяева есть объяснение: это результат повышенной интернет-активности владельцев универмага, для которых нынешнее название остановки — дополнительная бесплатная реклама. При этом как такового Калининского универмага в здании на ул. Богдана Хмельницкого, 1 уже нет, да и само здание буквально зажато новыми торговыми центрами…

Другой вопрос, который рассматривался на комиссии по наименованиям, всем казался настолько неважным, что не вызвал вообще никаких эмоций: о появлении на карте города наименования «Сквер студенческих отрядов». На него и внимания-то можно было бы не обращать, но надо — чтобы просто потом не оказаться профаном в собственном городе, когда кто-нибудь из приезжих скажет вам: «Встречаемся в Сквере студенческих отрядов». Это где? А это — у «Глобуса», там, где «шарик» и памятник Владимиру Высоцкому.

Понятно, что ни один нормальный новосибирец никогда не будет идентифицировать это приятное место как «Сквер студенческих отрядов», но знать, как это теперь официально называется, все же полезно. Очевидный вопрос, почему никто не высказался против того, чтобы присваивать хорошему скверу такое случайное название, имеет столь же очевидный ответ: потому что других названий у него просто нет. Вероятно, теперь ему, как и Сухому логу, потребуется лет 20 лет, прежде чем выяснится, как обрести нормальное имя. А пока пользуйтесь тем, которое есть.

К топонимике Новосибирска вообще вопросов немало. На последнем заседании комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области было, например, решено поддержать предложение депутата Олега Сметанина назвать одну из улиц города именем Романа Филиппова — российского военного летчика, погибшего за несколько дней до заседания в Сирии. Предложение как предложение, что бы там ни говорили его противники. Но не получилось бы, что под накалом патриотичного пафоса мы получим вместо хорошо известного старого что-то искусственно новое, чужеродное, раздражающее горожан. Новосибирск ведь и так активно растет и строится, появляются новые улицы, их все равно надо как-то называть. Зачем при таком раскладе еще и старые улицы переименовывать без особой необходимости?

А то получится как с нашим оперным театром. Три недели назад мэр Новосибирска Анатолий Локоть предложил подумать о возвращении театру исторического названия. Придуманный бывшим директором театра Владимиром Кехманом «НОВАТ» многих не просто раздражает — бесит. Но, с другой стороны, «историческое», официальное название «НГАТОиБ» — еще хуже. Спасибо Кехману за попытку, пусть и неудачную. Но сейчас на сайте «Мнение Новосибирска. Опросы и вопросы» люди вовсю голосуют за что-то новенькое. Лидирует просто «оперный театр». Пока это вершина креатива, которую может предложить Новосибирск.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.