В ИЯФ СО РАН получены первые пучки электронов — это хоть как-то примирило новосибирцев с задержкой строительства СКИФа.
НЕ КАЖДОЕ значимое событие бывает зрелищным. Вот, например, на этой неделе в Институте ядерной физики СО РАН экспериментально получены первые пучки электронов для Сибирского кольцевого источника фотонов, известного как СКИФ.
Зрелище для постороннего было никакое. Шумит вытяжка, на экранах мониторов — малоподвижная картинка, в зале — длинная СВЧ-пушка, рождающая электронные пучки, но при этом, слава богу, она не стреляет и никого не убивает.
Из самого зрелищного — телевизионные операторы: они просят оператора установки нажать хоть какую-нибудь кнопку — им нужно создать для зрителей своих каналов впечатление хотя бы бледного подобия гагаринского «Поехали!»
Но событие это более чем значимое. Вот и вице-губернатор Ирина Мануйлова говорит: «Сегодня мы присутствуем при очередном удивительном событии. ИЯФ СО РАН удалось изготовить высокоточную «начинку» для СКИФа. Сегодня одна из самых важных контрольных точек создания СКИФа — рождение пучка, и он соответствует всем параметрам, которые были заданы для данной установки, проверка на соответствие — выдержана. Параллельно идет процесс строительства на площадке в Кольцово, где будет размещена установка».
Действительно, все это пока происходит не в Кольцово — там сейчас стройка. В ИЯФе же сейчас сделали то, без чего СКИФ остался бы пустой оболочкой. Здесь — сердце СКИФа, которое потом «забьется» в Кольцово, помогая ученым идти к разгадке разных тайн, в том числе и мироздания.
У директора ИЯФ Павла Логачева довольный вид (впрочем, как и у всех сопричастных). И то: пройден самый первый и самый сложный этап в формировании пучка. «В его создании участвовали многие производства, в том числе новосибирские, — говорит Логачев. — Самое важное, что все это мы сейчас делаем в нашей стране, вся работа по изготовлению уникального инструментального производства, выработке технологий производится в одном месте, и все этапы для получения первого пуска электронов успешно пройдены».
Представитель заказчика, директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров отмечает: «В указе президента запуск установки определен как декабрь 2023 года. Очевидно, что изменения после 24 февраля привели к сдвижке этих сроков, но не к остановке процесса. Сроки сдвинутся на год. Если за это время успеем построить шесть станций, то к концу 2024 года — началу 2025-го выйдем на опытную эксплуатацию».
Тут важно отметить, что «начинку» — ту самую СВЧ-пушку — начали создавать еще до того, как запустили строительство в Кольцово. Ученые объяснили в правительстве, что изготовление оборудования может быть начато раньше, чем появится заключение Главгосэкспертизы. Так что теперь не сразу и поймешь — то ли «стройка отстает», то ли «оборудование опережает». Но все предпочитают говорить, что процессы идут параллельно и со временем синхронизируются — тоже такой синхротрон своего рода.
Что касается сотрудничества с иностранными учеными, то, по признанию директора ИЯФ Павла Логачева, оно продолжается, несмотря на все внешнеполитические сложности — с Китаем, Юго-Восточной Азией, Японией, ЦЕРНом* «Они не могут без наших специалистов включить свои принципиально важные установки, поэтому наши ребята продолжают ездить туда в командировки», — говорит Логачев. Ну, а они к нам, на СКИФ? «СКИФ — на 99 процентов российская история, — объясняет директор. — Мы его делаем для России. Зарубежные коллеги-ученые — это некая «вишенка на торте» — чтобы мы могли на нашу лучшую машину привлекать лучшие идеи наших зарубежных коллег-пользователей синхротронного излучения — такой пылесос идей. История с международным сотрудничеством не определяющая в этом проекте. Со временем турбулентность пройдет так или иначе. Главное — у нас появилась такая машина, к которой интересно ехать зарубежным ученым».
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
*Европейская организация по ядерным исследованиям (не иноагент)