Дорога, используемая сотнями предприятий и тысячами новосибирцев, не имеет названия, а ее ремонт не стоит даже в перспективных планах муниципалитета.
С ДОРОГОЙ, которая соединяет улицу Толмачевскую с Архонским переулком, как в популярной песенке про неприличную часть человеческого тела: вроде она и есть, а слова, ее обозначающего, нет. И действительно: она никак не обозначена на картах. Но в квартале расположены сотни предприятий и складов и даже учреждение ГУФСИН. Кто-то по несуществующей улице едет за товаром, кто-то идет на работу. В дни межсезонной распутицы здесь может проехать далеко не каждый автомобиль. А те, у кого получилось, порой не обходятся без потерь.
Например, ООО «ЖБИ «Новый мир», производитель железобетонных изделий и товарного бетона, из-за дороги вынуждено нести постоянные дополнительные расходы. «Машина, загруженная лестничными маршами, выезжает за нашу территорию, попадает в первую же яму, два пролета друг о друга стукнут — и нам приходится их или в брак списывать, или выезжать на объект к покупателю устранять дефект. И так с каждым десятым изделием примерно», — рассказывает коммерческий директор фирмы Юлия Вишневская.
«В этом году воды много — ездить просто бывает невозможно, — рассказал «Новой Сибири» управляющий хозяйственной службой ГК «Финазия» Александр Шашков. — Как обычно в складчину заказываем грейдер, но сразу после него за два дня дорога опять приходит в состояние, когда легковые машины оставляют на ней бамперы. Такие ямы».
У «Финазии» на безымянной улице бизнес — складские и производственные площади, семь крупных арендаторов. Поэтому скидываться с соседями на приведение дороги в чувство приходится постоянно. «Десять лет, — говорит Александр, — все здесь делается только за счет предприятий».
Вдоль дороги, которой нет, расположены солидные структуры — управление торговли облпотребсоюза, производственная компания «ВИРА», ООО «Регион-Сервис Новосибирск», торговый дом «Киприно» и десятки других — производящих мебель, ремонтирующих автомобили, торгующих и складирующих компаний. К исправительной колонии, в народной памяти сохранившей название «Двойка», тоже можно проехать только здесь. Все вместе — сотни машин, тысячи работников и клиентов.
Кстати, если для машин условия, пусть и экстремальные, все же существуют, то пешеходу здесь ходить просто нельзя. Некое подобие тротуара сопровождает режимная табличка: «Проход запрещен. Запретная зона». Хорошо хоть нет приписки: «Стреляем без предупреждения».
Нынешней весной обитатели безымянной улицы написали главе области Андрею Травникову, тот подключил региональный Минтранс, врио министра Анатолий Костылевский организовал коммуникацию представителей бизнеса и муниципалитета и ответил, что часть дороги в этом году поставлена в план, а остальное предложил делать при совместном финансировании частников и города. Но мэрия проработала вопрос и устами начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Романа Дронова предложила бизнесменам делать все за свой счет. То есть — жить, как и жили все эти годы.
Руководитель складского терминала ООО «БТК» Евгений Нестеренко не видит в этом решения. «Дорога же муниципальная, выделять средства на нее для нас огромная проблема. Как мы их через бухгалтерию проведем, если она у нас не стоит на балансе? — говорит он. — Получается, что фактически личными деньгами приходится сбрасываться».
На запрос «Новой Сибири» мэрия отвечает: денег на городские дороги не хватает, поэтому в приоритете те, по которым ходит общественный транспорт и которые обслуживают жилую застройку. Практики софинансирования содержания дорог вместе с бизнесом нет, регламентов такого взаимодействия — тоже.
Надежда у улицы только на контролирующие органы федеральных структур — например, управление Рос- транснадзора. Но они к урегулированию таких ситуаций подключаются тогда, когда происходит что-нибудь страшное: серия ДТП с участием пешеходов или транспортный коллапс, мешающий жизнеобеспечению. И первое, и второе на безымянной улице уже весьма вероятно. Стоит ли ждать?
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»