А не кажется ли вам, дорогие новосибирцы, что акция «Тотальный диктант» без крупных госгрантов станет даже лучше?.
ТОГО, что фонду «Тотальный диктант» отказали в президентском гранте на 2022 год, в Новосибирске никто и не заметил. Это произошло не только из-за специфики системы оповещения о таких решениях, но еще и потому, что милая образовательная акция, рожденная в Академгородке увлеченными русским языком филологами, стала настолько масштабной, что уже и не совсем нашей.
С момента публикации решения Фонда президентских грантов, не одобрившего заявку на диктант-2022, прошло больше недели, когда директор «ТД» и главная его движущая сила Ольга Ребковец написала о нем в Facebook: «Было это для нас неожиданным? Не очень. После диктанта этого года мы были готовы ко всему».
На всякий случай: на «Тотальный диктант-2021» грант от Владимира Владимировича составил 21,38 млн рублей, заявка на 2022-й, статус которой на официальном сайте Фонда президентских грантов обозначен как «Проект не получил поддержку», стоила 25,16 млн.
В 2021-м с поправкой на пандемию все прошло просто отлично: в очном и онлайн-формате, в 123 странах, на аудиторию 675 198 человек. В Новосибирске текст Дмитрия Глуховского написали 3004 человека на 87 площадках — бывало и больше.
Омрачила картину реакция определенных кругов на автора. Писатель, который всего несколько лет назад работал корреспондентом на телеканале Russia Today и радио «Маяк», с недавнего времени считается политически неблагонадежным. Взгляды автора антиутопии-бестселлера «Метро 2033» показались кое-кому русофобскими, в результате Федеральное агентство «Россотрудничество» отказалось от договора с «ТД», и центры агентства для чтения диктантов организаторы использовать не смогли.
Сегодня Ольга Ребковец прямо ту историю не вспоминает, но из ее поста в Fb все ясно. «Было ли это политическим решением? Я уверена, что да. За что потребовалось наказать диктант, объяснять, кажется, долго не нужно», — написала она.
Интересно, что вот в 2013 году, когда автором стала Дина Рубина, дискуссий о персоне автора тоже было много, вплоть до бойкотов (она, говорили некоторые, вообще в Израиле живет!). Раньше было много желающих втянуть новосибирскую акцию в некрасивые разборки, но она оставалась в стороне от этого — развивалась такая гордая и популярная, потихоньку становясь массовым международным проектом. С первой поддержкой Фонда президентских грантов развитие пошло бойчее. На «Тотальный диктант-2018» новосибирцам дали 5,09 млн, на «ТД-2019» — 9,87 млн, на 2020-й — 12,35 млн и на 2021-й — 21,38 млн.
«Проект включал не только сам диктант, но и просветительские, образовательные акции, создание научно-популярного контента», — пояснила «Новой Сибири» Ольга Ребковец.
Всего за период работы «под крылом президента» открыто 55 Центров грамотности — без ФПГ это было бы невозможно, признают организаторы. Зависели они от больших денег и в части поддержки и доработки сайта, работы штаба, информационной кампании, проведения большой конференции «Тотального диктанта», создания новых онлайн-курсов. Все это было прекрасно и масштабно, но все же здорово отдаляло «ТД» от студенческой акции «Глум-Клуба» — творческого объединения гумфака НГУ, затеянной в 2004-м. Отделяло не столько по эмоции, сколько по сути — из гражданской акции, которая не зависела ни от чего, кроме желания участников, до непрекращающегося весь год шоу, которое без одобрения сверху в российских условиях само на себя денег не найдет.
По сути, он был настолько же неуязвим, как «Бессмертный полк»: его не разрешают, а он все равно идет, и никто даже в мыслях не держит, что этому можно препятствовать. А стал — если продолжать аналогию — как военный парад на День Победы: безупречный, конечно, но под командованием высоких чинов.
Ольга Ребковец уверена, что диктант в 2022 году состоится, но пока не загадывает, в каком формате. Может быть, он снова станет таким, с которым к акции вернется неограниченная, истинно гражданская свобода.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»