Депутаты разных уровней и партий включились в борьбу с жевательным табаком.
СЛОВО «снюс» стремительно ворвалось в заголовки новостей и пополнило словарный запас россиян. Правда, неофитами оказались в основном те, кому уже в основном за 30, — их дети познакомились с этим словом гораздо раньше родителей.
География сообщений о снюсе и борьбе с ним впечатляет: Барнаул, Владимир, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Ростов, Самара, Саратов, Севастополь, Ульяновск, Уфа… В Новосибирске тема снюса возникла в публичном пространстве в конце ноября, когда семиклассник умер после употребления жевательной никотиносодержащей смеси. Добропорядочные взрослые, которые в лучшем (худшем) случае лишь пьют да курят, были в шоке: оказывается, у детей появился свой кайф, который нельзя распознать ни по дыму, ни по запаху — только по последствиям.
После случая в Новосибирске не могли остаться в стороне и наши народные избранники. Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области на последней сессии года приняли обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором обращают внимание на проблему: «На протяжении последних лет наблюдается стабильное потребление некурительной табачной продукции различного ингредиентного состава. После введения законодательных ограничений потребления табака производители стремятся заполнить образовавшуюся нишу, продвигая и распространяя альтернативные традиционным сигаретам некурительные изделия, которые позиционируются как менее опасные для здоровья. Широкое распространение получили некурительные никотиносодержащие смеси, не содержащие табак».
Депутаты отмечают, что такие смеси рекламируются и продаются практически без каких-либо ограничений, хотя вред их доказан. И, конечно, про детей: «Никотиносодержащая продукция к настоящему времени уже распространена среди несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, поскольку такие смеси в пакетиках, в виде леденцов и конфет легкодоступны для ребенка — их можно купить практически в любом торговом объекте, особенно на фоне активной пропаганды в сети «Интернет».
Депутаты считают, что необходимо разработать и принять нормативные акты, которые устранили бы пробелы в правовом регулировании оборота никотиносодержащей продукции, а также введении запрета продажи ее лицам, не достигшим совершеннолетия.
Обращение к Медведеву прокомментировал автор инициативы, депутат Олег Сметанин: «Я просто в ужасе. Негодяи, которые на этом наживаются, уже выпускают никотиновые конфеты, никотиновый мармелад. Для чего мы живем, для кого мы строим стадионы? Те дети, которые подсели на эти конфетки-мармеладки, — они уже инвалиды! Поэтому, безусловно, надо бить в набат, надо, чтобы и наркологи, и правоохранители, и врачи, и депутаты — все объединились. Сколько уже смертей от этой жвачки? И в Новосибирске есть жертвы. Дети закладывают жвачку под губу, и никотин сразу поступает в кровь, а дозы там бешеные. В одной жвачке — как в трех пачках сигарет».
Пожалуй, «тремя пачками в жвачке» детей не испугать — можно вспомнить, как много лет назад детей стращали каплей никотина, убивающей лошадь, но кто хотел закурить — закурил. А вот взрослые из-за снюса, похоже, всерьез запаниковали. Тот же Олег Сметанин заявляет: «Эта эпидемия уже захлестнула всю нашу страну! В наш дом, общий дом пришла беда! Я обратился к своим коллегам-депутатам, к фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Новосибирской области. Меня полностью поддержали, в результате чего появилось это обращение».
Справедливости ради стоит отметить, что несколькими неделями раньше появилась другая новосибирская инициатива. Ее автором стала депутат Государственной Думы Вера Ганзя, представляющая КПРФ. Она совместно с земляком Дмитрием Савельевым, представляющим в Госдуме ЛДПР, внесла в нижнюю палату законопроект, в котором говорится: «Запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), равно как и любыми сосательными и жевательными смесями, содержащими никотин и/или его производные, а также любой аналогичной по своему воздействию на человеческий организм продукцией».
Сомнительно, что в такой редакции закон будет принят: все-таки снюс — не героин. А общественный интерес к теме вызван именно детскими смертями. Что же касается взрослых потребителей снюса, это уже зона их личной ответственности. В конце концов, шведы, которые и изобрели эту отраву четыре века назад, до сих пор не вымерли.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»