Новосибирский депутат Госдумы стал соавтором закона о борьбе с лекарственной наркоманией — в регионах его и ждут, и боятся.
ПОДПИСЬ депутата Государственной Думы от Новосибирской области Дмитрия Савельева стоит под законопроектом об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях, внесенным 16 января. Изменения касаются ужесточения ответственности за продажу лекарств без рецептов.
Соавторами Савельева стали сенаторы Андрей Яцкин, Ирина Рукавишникова и Андрей Клишас, а также депутат Госдумы Павел Крашенинников. Сейчас связка «Клишас — Крашенинников» на слуху в связи с резонансным законопроектом о местном самоуправлении. Но лекарственная инициатива к этому отношения не имеет.
В чем причины появления законопроекта? Парламентарии обратили внимание на то, что у особой категории наркозависимых граждан, которых называют «лекарственными наркоманами», большой популярностью пользуются препараты, которые содержат прегабалин, тапентадол, тропикамид и циклопентолат. Они не относятся к ядовитым или сильнодействующим средствам и не содержат в своем составе ни наркотических, ни психотропных веществ. Но при этом, если их употреблять не по назначению врача, да еще в больших дозах и в сочетании с другими веществами или алкоголем, возникает наркотическое опьянение и развивается стойкая зависимость.
Эта «великолепная четверка» включена в утвержденный Минздравом перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-качественному учету. Они должны отпускаться по рецепту. Но на практике нередки случаи, когда их продают без рецепта.
По мнению авторов законопроекта, это связано с тем, что прибыль от продажи таких препаратов перекрывает возможные издержки из-за маленьких штрафов, которые могут быть наложены на фармацевтических работников, должностных лиц и аптечные организации вследствие такой незаконной деятельности. И то сказать: сейчас за продажу лекарств без рецептов физлица могут быть оштрафованы максимум на три тысячи рублей, должностные лица — на 10 тысяч, юрлица — на 30 тысяч.
Законопроектом предлагается кратно повысить размеры штрафов: для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, а по юридическим лицам вообще вдарить всерьез — от 150 тыс. до 200 тыс. рублей.
Помимо штрафа, фармацевт, который продал такой препарат без рецепта, может лишиться возможности работать в аптеке на срок от шести месяцев до года.
Но при этом ужесточении есть в законе и неожиданное, на первый взгляд, послабление. Сейчас за безрецептурную торговлю — причем не только «великолепной четверкой» — деятельность аптеки вообще могут приостановить на 90 дней. Теперь эту норму предлагается отменить. Тут, конечно, просматривается забота не об интересах бизнеса, а о покупателях. Особенно это касается сельских аптек и тех, которые имеют филиальную сеть.
Ужесточение, предлагаемое законопроектом, связано с увеличением числа нарушений, связанных с продажей лекарств без рецепта (на 22 процента за последние пять лет) и параллельно — с ростом числа лекарственных наркоманов. Их за последние 13 лет в нашей стране стало больше почти в три раза. Причем чаще всего лекарственными наркоманами становятся подростки и молодые люди.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»