Минприроды разрешило застройщику эксплуатацию городского озера, но тут же порекомендовало оставить водоем в покое
В минувшие выходные более 300 человек собрались у озера Жемчужина Сибири с требованием разобраться в правомерности передачи водоема в пользование застройщику. Ранее они уже видели, как подобная водная гладь буквально за сутки слива приобрела густоту и цвет глины.
На подписание петиции к губернатору Андрею Травникову и прокурору Александру Бучману жители микрорайонов Стрижи и Карьер Мочище пришли 11 февраля. Сход собрался после того, как в руках у общественников оказался документ о предоставлении Жемчужины Сибири в пользование застройщику, подписанный министром природных ресурсов и экологии Новосибирской области Евгением Шестерниным. Цель использования водного объекта — «сброс сточных (дренажных) вод на период строительства нулевого цикла многоквартирных жилых домов». В петиции — просьба провести всестороннее расследование ситуации: люди считают ее результатом сговора, из-за которого может погибнуть экосистема озера.
«Решение бездумное и хамское, оно нас возмутило, — прокомментировала «Новой Сибири» депутат горсовета от этих мест Екатерина Шалимова. — Ведь это озеро, которое мы с жителями многие годы, как могли, убирали, чистили, благоустраивали. Стройка — это совсем не экологичный процесс, ее отходам не место в водоеме, где живут рыбы, утки, где люди окунаются на Крещение. От нас пытаются отделаться рассказами об очищении стоков и каких-то фильтрах, а мы просто хотим, чтобы Жемчужину Сибири оставили в покое».
Озера в этой части Заельцовского района — предмет гордости местных жителей и их любимое общественное пространство. В августе прошлого года одно из них, расположенное на территории ЖК «Эволюция», уже пострадало — из-за откачки дренажных вод с ближайшей стройплощадки, на которой работал застройщик группы компаний «Стрижи», водоем превратился в лужу глиняной жижи. И это при том, что озеро жители обустраивали, обслуживали и даже разводили в нем рыбу за свой счет.
В ГК «Стрижи» тогда признали: в стоках содержатся примеси глины, — и пообещали установить фильтры. Екатерина Шалимова устроила на озеро визит природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора, муниципального комитета по охране окружающей среды. Поскольку речь шла фактически о частном водоеме, органы привлекать застройщика к ответственности не стали, «озеро глины» ушло в зиму, а когда оно растает, жители увидят, насколько пострадала экосистема водоема, и будут добиваться компенсации ущерба через суд. К слову, там совершенно точно пострадала дорогостоящая система фильтрации: не выдержала.
Частное озеро в ЖК «Эволюция» и общественное Жемчужина Сибири связаны системой каналов, и застройщик, еще не дождавшись решения по августовскому сливу, убрал свои трубы из первого и начал решать вопросы со вторым. Причем не через муниципалитет, а сразу через минприроды. Оказалось, что система водоемов Заельцовского района состоит из прудов с водотоком, а это уже не муниципальная, а областная вотчина.
Интересно, что министерство природных ресурсов и экологии региона занялось озерами не в конце августа, когда пострадало первое из них: в эти дни министр у себя в соцсетях поздравлял с днем рождения Новосибирский зоопарк и рассказывал про открытия охотничьего сезона и рыболовно-экологического фестиваля «Золотая осень».
Об озерах он напишет лишь в октябре, когда к нему на прием попадут общественники и депутаты. Позже, в ноябре, он проанонсирует создание застройщиком общественного совета «Экорайон Стрижи». Эта организация, по замыслу министра, «при поддержке министерства и мэрии начнет разрабатывать экологические проекты, благоустройство территории возле озера, формировать экологичное мышление и искоренять потребительское отношение к окружающей среде». А уже 4 декабря он подпишет с гендиректором «Стрижей» соглашение о взаимодействии в области экологического просвещения. И 23 января подпишет решение о предоставлении Жемчужины Сибири ему в пользование.
Каким именно должен быть формат экологического просвещения, стало понятно, когда Евгений Шестернин горой встал на защиту застройщика и его интересов. Сход новосибирцев на берегу озера он сразу объявил провокационным. И заявил:
«Министерство не реагирует на политические и коммерческие провокации. Щурится, отворачивается или, как от яркого солнца, закрывается ладонью, но никогда не реагирует»
Это прямая цитата из телеграм-канала министра. Да, там было написано именно так. Дословно.
По мнению Евгения Шестернина, участники акции «стали инструментом политической и коммерческой борьбы между застройщиками». Задачей же министерства он считает «напомнить депутатам, что инициативная группа просила их оплатить расчистку озера и успокоить жителей достоверной информацией», но поскольку они этого не сделали, придется самим чиновникам министерства брать пробы дренажной воды, льющейся в озеро, чтобы доказать, что вода чистая.
И это тоже была не шутка. Вскоре министр действительно напишет: «Сотрудники министерства и специалисты центра лабораторного анализа приехали на озеро Жемчужина Сибири, чтобы взять пробы отфильтрованной дренажной воды. Приехали и уехали с пустыми пробирками, так как застройщик не начинал сливать воду».
Евгению Шестернину, похоже, настолько не хочется общаться с жителями Стрижей, что проще гонять туда-сюда своих специалистов. Не было бы у чиновника такого предубеждения, люди бы ему объяснили, что намерены противостоять выполнению его решения. Но он успокаивает себя: «Нас предупредят, когда начнется слив, чтобы сотрудники центра поймали в пробирку первые капли по сути грунтовых вод».
Однако депутат Екатерина Шалимова считает историю однозначно мутной. «Когда одна жительница микрорайона, Нина Евгеньевна Лаптенкова, инициировала сбор подписей под обращением по озеру к министру природных ресурсов и губернатору, она имела в виду большой комплекс вопросов благоустройства, включая биологическую очистку озера, — напоминает муниципальный депутат. — Проблема с ним действительно есть: водоем заболачивается, гибнет, ведь влияние людей на него увеличивается год от года. Ни одно предложение министерством отработано не было. На заявительницу никто даже не вышел. А просто воспользовались ее инициативой, чтобы отдать Жемчужину Сибири в частные руки. Поэтому сегодня жители говорят: лучше вы его вообще не трогайте. И я их в этом понимаю и поддерживаю».
Вскоре после того, как информация о сходе жителей разошлась по новостям, cтало известно о встрече гендиректора ГК «Стрижи» Игоря Белокобыльского и депутата от Заельцовского района Игоря Украинцева. Она состоялась в присутствии Евгения Шестернина, а по ее итогам министр сообщил: «Наши инспекторы еще раз проверят все опасения жителей насчет озера».
Но Игорь Украинцев результат встречи прокомментировал иначе: «Министр дал своим подчиненным 10 дней на принятие решения, которое устроит жителей микрорайона. А нас устроит только одно решение — ликвидация трубы».
Ну а дальше все закрутилось чуть быстрее, и десяти дней не понадобилось, чтобы чиновники дали задний ход. Министерство рекомендовало группе компаний «Стрижи» приостановить монтаж системы водоотведения.
«Учитывая социальную напряженность, возникшую по факту выполнения работ… настойчиво рекомендую приостановить работы по выполнению строительно-монтажных работ системы водоотведения и рассмотреть альтернативные варианты сброса очищенных сточных (дренажных) вод в другие водоприемники», — обратился Евгений Шестернин к директору ГК «Стрижи» Игорю Белокобыльскому.
К тому моменту жители собрали под обращением к губернатору и прокурору более двух тысяч подписей. Екатерина Шалимова смену позиции министерства прокомментировала так:
«Это наша общая победа. Пока промежуточная. Но мы пойдем до конца и добьемся, чтобы ГК «Стрижи» убрала свои грязные руки от нашего озера. Мы не останавливаемся — продолжаем изучать техническую документацию, в которой уже найдены пробелы, собираем подписи под петицией, пишем в надзорные органы, придаем огласке проблему. По-прежнему требуем, чтобы разрешение на слив сточных вод в озеро было аннулировано».
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
P.S. Текст обновлен. Прежняя версия статьи опубликована тут.
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирский застройщик в Стрижах залил озеро глиной — заявление в полиции