Александр Кулябин: Хочется, чтобы оптимизм не угасал

0
2196

Директор «Красного факела» рассказывает о том, как театр пережил пандемию и всеми творческими силами множит белую в своей жизни полосу. 

В СЕНТЯБРЕ театр «Красный факел» открывает 101-й сезон. На старте нового века старейшую профессиональную труппу города ждут юбилейные вечера, попытки завоевать главную театральную премию страны, атмосферный фестиваль и, конечно же, премьеры — от острой на язык сатиры до музыкальной интерпретации классической комедии. О трудностях режима самоизоляции, командной работе, атмосфере любви и неиссякающей жажде деятельности «Новой Сибири» рассказывает директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.

— Александр Прокопьевич, театр «Красный факел» высокими темпами возвращается в офлайновый сезон. Как вы оцениваете полугодие вынужденного простоя — шанс или кризис?

— Ни то и ни другое. Мы впервые сталкиваемся с таким явлением, но что это такое — потом покажет история. Это же навалилось не только на «Красный факел» или Россию-матушку. Пандемия охватила весь мир. Минус этой истории для нас заключается в том, что из-за вынужденного простоя мы не работали в полную силу, как привыкли работать. А с другой стороны, очень здорово было получить возможность остановиться, оглядеться, сменить темп и ритм, задуматься о том, что мы делаем. Все-таки «служенье муз не терпит суеты».

— Тем не менее остановка большого организма, театральной фабрики, не может пройти бесследно, без потерь…

— Мы не останавливались. У нас была примерно двухнедельная задержка, после чего мы стали работать в предлагаемых обстоятельствах. Мы изменили программу. Что-то отменилось, что-то перенеслось, но определенная работа шла — домашняя работа, которая тоже необходима. Наш творческий состав смог засесть не только за интернет, но и за книги, получил время, которое можно провести с семьей. Это тоже важно для нашей профессии — узнать мир изнутри. Понятно, что подобный режим не должен длиться вечно. Нам очень хочется работать, что мы, собственно, уже и делаем. Готовимся к открытию театрального сезона, и с каждым днем наш ритм только нарастает.

— Как вы считаете, легко ли будет театру вернуть зрителей, которые на полгода остались без привычного досуга?

— Проблемы, безусловно, будут. Это связано с тем, что сейчас всем нашим потенциальным зрителям не до театра. Во времена кризиса (а сейчас далеко не у всех благополучная финансовая история) люди вынуждены думать не о досуге, а о том, как прокормить семью и залатать какие-то дыры. Тем не менее, как показывают наши первые шаги, не все так плохо. Мы одними из первых в городе вышли к зрителям и открыли наше «КаФе». Показываем программы и спектакли на летней веранде, анализируем и видим, что интерес у публики не угас. Это радует. Надеюсь, довольно быстро все установится — доверие к театру есть, а это уже полдела. Нас, конечно, пугают, что будет вторая волна, но мы к этому готовы и держимся вместе.

— Коллектив удалось сохранить за время вынужденной паузы?

— Да, в этом смысле все осталось на своих местах. Тем более что мы постоянно были на связи — работали онлайн: проводили в системе Zoom репетиции, планерки, совещания, собрания. В театре все активно пользуются интернетом, сотовыми телефонами, поэтому никаких проблем с виртуальной связью у нас не было. Даже старшее поколение краснофакельцев лихо справлялось с тонкостями онлайн-режима.

— Сейчас принято активно обсуждать тему ухода театра в «цифру». Насколько это актуально для «Красного факела»?

— Для нас это было временное явление. Как только мы получили разрешение играть наши программы, спектакли и концерты, мы сразу же забыли про «цифру» и не собираемся без необходимости к ней возвращаться. И потом мы слишком онлайн-вещанием не увлекались. Были самостоятельные работы, проект к 9 Мая, но, в отличие от многих других театров, мы почти не показывали свои спектакли в сети. Это связано с тем, что мы доверили права на трансляцию наших спектаклей международному проекту Stage Russia, и любители театра во всем мире смотрели наши спектакли «Три сестры», «Дети солнца», «Онегин» на большом экране и одноименном портале. Мы также передали права на показ некоторых наших спектаклей в гастрольный отдел при Министерстве культуры Российской Федерации. Такие ограничения сделаны сознательно, поскольку осенью у нас запланирована серьезная программа #факел100 _в_кино, где будут представлены телеверсии значимых для нас спектаклей. Показы пройдут в кинотеатре «Победа» накануне нашего юбилея, который мы перенесли.

— Вам пришлось дважды переносить юбилей. С весны на осень — понятно. Чем обусловлен перенос с сентября на декабрь?

— Юбилей будет проходить 5 и 6 декабря. По нынешним санитарным нормам играть на полный зал нельзя, а спектакль, который называется «Мой «Красный факел», будет проходить всего два раза. Мы к нему очень серьезно готовимся, и проводить его возможно только при полной рассадке. Это требование режиссера и всей постановочной группы. К тому же мы ждем очень много гостей, российских и зарубежных коллег, друзей, партнеров и бывших краснофакельцев. Мы бы хотели собрать в один день всех, кто жив-здоров, любит и помнит наш театр, и вместе отметить наш замечательный юбилей в последний месяц юбилейного года.

— Вы всегда говорили о том, что люди театра должны чувствовать время. На наших глазах время меняется. Как в связи с этими переменами трансформируется репертуар «Красного факела»?

— В последнее время мы перестали прицельно работать с определенными социальными группами и сейчас хотим обратить на это внимание. Одна из таких групп — молодое поколение, в том числе старшеклассники. К реализации плана мы приступим в 2021 году и к началу следующего сезона выпустим премьеру, посвященную жизни и деятельности Федора Михайловича Достоевского, 200-летие со дня рождения которого будет отмечать мировое культурное сообщество. Что это будет за пьеса, пока останется нашей тайной. Скажу лишь, что у нас будет право первой постановки. Думаю, зрителям будет любопытно узнать факты из жизни гения, которого почитает весь мир. Помимо этого, мы с удовольствием возвращаемся к театральной классике и надеемся уже в декабре, после того как отыграем юбилейные вечера, выпустить музыкальный спектакль «Женитьба Фигаро» Бомарше в постановке Дениса Азарова. Открывать же сезон 19 сентября предстоит спектаклю по пьесе Сухово-Кобылина «Дело», связанному с не только русской, а всемирной болезнью — коррупцией. «Дело» задумано в стиле сатиры, иногда весьма злой, но у режиссера Мити Егорова и не бывает иначе. Сейчас у нас идет активнейшая работа — репетиции с утра до вечера. А после Нового года мы приступим к постановке по пьесе известного современного драматурга на тему, которая в театре поднимается достаточно редко, — тему волонтерского движения. Это будет бытовая драма о социальном работнике, о сострадании и любви к ближнему. В спектакле будет занято среднее и старшее поколение артистов.

— Какова судьба гастрольных проектов, которые театр планировал осуществить в этом сезоне?

— Международные гастроли все остановились, но, думаю, как только закончится эпидемия, переговоры возобновятся. Нас, например, давно ждали в Южной Корее, но пока мы сможем работать с Сеулом только через кинопоказы. В конце октября мы уезжаем на «Золотую маску» в Москву — фестиваль передвинули с апреля на осень. А на ноябрь намечена поездка с «Детьми солнца» в Санкт-Петербург. Надеемся, что все задуманное состоится, по крайней мере эти планы мы уже верстаем, а что дальше будет, одному Богу известно и этой пандемии, будь она неладна.

— Из-за пандемии вам пришлось перенести свой фестиваль «Ново-Сибирский транзит». Пройдет ли форум, как было обещано, в нынешнем сезоне?

— Мы перенесли VI фестиваль ровно на год. У нас уже есть афиша, и на ней мы поменяем только цифру — с 2020 на 2021. Площадки, театры, названия и числа останутся прежними. Пока под вопросом остается год проведения следующего за ним фестиваля, VII-го. Нам бы хотелось, чтобы мы продолжили работать в свои положенные четные года, то есть провести внеурочный фестиваль и сразу же начать подготовку следующего, который пройдет в 2022 году. Насколько это возможно — покажет экономическая ситуация. Львиная часть финансирования ложится на плечи нашего учредителя — Министерства культуры Новосибирской области. Посмотрим, какой вариант нам предложат.

— Команда «Ново-Сибирского транзита» опубликовала в ваш день рождения душевное поздравление, обратившись к вам как к капитану. А что бы вы как «главный по кораблю» себе пожелали?

—Пожелал бы, наверное, уверенности в том, что ты делаешь правильное дело, и побольше оптимизма. Он вроде бы у меня присутствует, но хочется, чтобы не угасал. Сейчас идет сложный период. К нему надо относиться философски: все проходит — и это пройдет.

— Может капитан представить свою жизнь без корабля?

— «Красный факел» занимает большую часть моей жизни и самую активную, уже есть опыт и еще есть здоровье, и можно что-то сделать. Для меня очень важен театр и его успехи, не случайно я отдал ему на заклание свою семью. Это, конечно, шутка, но, тем не менее, все в моей жизни связано с «Красным факелом». У каждого театра есть свои периоды взлетов и падений, как в жизни людей есть черные и белые полосы. В последнее время у нас шла серьезная белая полоса. Мы подтвердили свое место на театральной карте города и страны и получили общественное признание. Это радует и в то же время обязывает нас к более концентрированной и серьезной работе. Все, что выходит, так сказать, из-под пера театра «Красный факел», предварительно должно пройти наш внутренний ценз. У нас не бывает случайностей. У нас все очень серьезно, начиная с формирования труппы и коллектива и заканчивая формированием репертуара. У нас замечательная, потрясающая атмосфера. Мы любим друг друга. Без любви в театре жить нельзя. Без любви и взаимоуважения. А то, что у нас именно такая — хорошая и понимающая команда, период коронавируса еще раз доказал.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Ольги МАТВЕЕВОЙ

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.