«Новая Сибирь» публикует заметки о двух важных для главного новосибирского театра людях — Александре Копылове и Эмиле Пасынкове.
В июне отмечается несколько юбилеев выдающихся деятелей, сыгравших большую роль в судьбе Новосибирского театра оперы и балета. «Новая Сибирь» попросила нашего постоянного автора напомнить о них новосибирцам.
Александр Копылов. Как молодого специалиста пригласили в Большой
Есть такое расхожее утверждение, что некоторые профессии порождают долгожителей, и одна из них — дирижер. Этому можно верить или не верить, но народный артист РСФСР, дирижер Государственного академического Большого театра России Александр Александрович Копылов — наглядное тому подтверждение: 4 июня 2024 года ему исполнилось 100 лет. Этой дате был посвящен один из июльских спектаклей Большого театра.
Юбиляр — отнюдь не чужой человек для Новосибирска. В середине ХХ века, в начале 50-х годов молодой специалист приехал сюда и десятилетие поработал во всех главных музыкальных учреждениях города. Но обо всем по порядку.
Он родился в Краснодаре в семье музыкантов, с детства много ездил по стране, так как его отца — прекрасного скрипача — постоянно приглашали на должность концертмейстера в различные оперные и симфонические оркестры.
Первые профессиональные уроки он получил у знаменитого дирижера Большого театра Александра Гаука в Тбилиси, куда тот был эвакуирован во время Великой Отечественной войны. Занятия продолжались недолго — вскоре Александр Копылов ушел на фронт. Демобилизовавшись после победы, он поступил в Ереванскую консерваторию. Занимался у выдающегося дирижера и педагога Константина Сараджева, ученика легендарного маэстро Артура Никиша. В годы учебы будущий дирижер играл на фаготе в оркестрах Ереванской филармонии и театра оперы и балета им. А. А. Спендиарова. По окончании консерватории он уезжает в Новосибирск, где работает в филармонии, а затем, в течение девяти лет, с 1953 года по 1962-й — в театре оперы и балета и в консерватории. В 1962 году молодой дирижер получил приглашение на прослушивание в Большой театр, результатом чего стали его гастроли с балетной труппой в США и последующее трудоустройство.
Дирижерская деятельность Александра Копылова связана преимущественно с балетом. В новосибирском театре он был дирижером-постановщиком таких спектаклей, как «Эсмеральда» (Ц. Пуни), «Медный всадник» (Р. Глиэр), «Маскарад» (А. Лапутин), «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» (П. Чайковский), «Баядерка» и «Корсар» (Л. Минкус), «Драгоценный фонарь Лотоса» (Чжан Сяоху, первая постановка в СССР), «Каменный цветок» (С. Прокофьев), «Бахчисарайский фонтан» (Б. Асафьев) и другие.
За 48 лет службы в Большом в его репертуар вошли 74 балета, в том числе все балеты Чайковского, Прокофьева, Хачатуряна, Щедрина, Хренникова, Глазунова, Шостаковича, Делиба, Минкуса, Стравинского. В постановке большинства из них он принимал самое непосредственное активное участие. Александр Копылов неоднократно записывался на фирме «Мелодия» и на радио, много гастролировал, выступал с различными зарубежными оркестрами.
Он награжден многими орденами и медалями, в их числе орден Почета (1999) за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства; орден Трудового Красного Знамени (1976) за заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР; орден «Знак Почета» (1955) за большие заслуги в области советского музыкального искусства и другими.
К 100-летию Александра Копылова в Большом театре представят балет «Дон Кихот» 9 июля. Новосибирский театр оперы и балета к поздравлениям маэстро с этим невероятным юбилеем присоединился со всей сердечностью.
Эмиль Пасынков и прорыв новосибирской оперы
Еще один юбиляр июня 2024 года — Эмиль Евгеньевич Пасынков. 11 июня ему бы исполнилось 95 лет.
Народный артист РСФСР, оперный режиссер, педагог — еще одна легендарная фигура советского и российского музыкального театра. Но вот не дирижер. Он ушел из жизни, едва отмерив 60.
Он, как и Александр Копылов, провел в Новосибирске десятилетие, только не в 50-х, а в 60-х годах ХХ века. Уроженец Ленинграда, он начинал свою карьеру в Мариинском театре, носившем в то время название Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Он поступил туда в 1953 году после окончания оперно-режиссерского факультета Ленинградской консерватории в классе Э. И. Каплана, занимался также у Г. А. Товстоногова. Служил затем в нескольких театрах: в Новосибирске, Ленинграде, Перми, но все же пик, расцвет его творчества, самые выдающиеся достижения связаны именно с Новосибирской оперой. Не будет преувеличением сказать, что идеи и концепции, сформулированные им в то время, и сегодня будоражат оперные умы.
С 1960 по 1970 год он — главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета. Именно в это десятилетие театр совершает прорыв на всесоюзную сцену. Он удивляет, восхищает. Его называют «лабораторией советской оперы». В самом деле: за эти 10 лет поставлено более десятка новых произведений, в том числе инициированных театром и созданных в содружестве с ним. Громкие премьеры, формулировка, скорее, даже формула «Впервые в СССР» констатируют реальное опережение оперных событий. Здесь и омузыкаленный плакатный пламенный Маяковский в «Патетической оратории» Свиридова, и сатирический «Клоп» Лазарева, появившийся в процессе сотворчества с театром, и опера Щедрина «Не только Любовь», и рождение сибирской лирической оперы — «Алкина песня» Георгия Иванова. Не забудем и «Овод» Антонио Спадавеккиа, и «Безродный зять» Тихона Хренникова, а также «Тропою грома» Магиденко, «Гибель эскадры» Губаренко и плюс оперы Рубина — «Три толстяка» и «Севастополь». Если какая-то и не первое исполнение, то все равно — своя, яркая, новая версия.
Но и классическое наследие содержит в трактовке театра немало открытий, нестандартных решений, вызывает споры и обсуждения. «Борис Годунов» Мусоргского театр одним из первых исполняет в инструментовке Дмитрия Шостаковича, на премьере присутствует композитор, благодарит и оставляет самый благожелательный отзыв. На сцену выходит эпопея Прокофьева «Война и мир», за дирижерским пультом — Арнольд Кац. Театр привлекает талантливых исполнителей, им всем интересно работать в этой сплоченной креативной команде. «Дон Жуан» Моцарта с блестящим составом исполнителей (только пара Дон Жуан/Лепорелло — Андрей Федосеев/Алексей Левицкий чего стоит!) транслируется на весь Советский Союз.
В это десятилетие в оперной труппе театра вообще множество выдающихся личностей, настоящих бриллиантов. А о загадочной черно-белой «Пиковой даме» Чайковского до сих пор ходят легенды. Да и следующая «Пиковая дама» (1969 года, в постановке Пасынкова) была не менее удивительным спектаклем, зримо, осязаемо воплотившим тончайшие интонационные сплетения партитуры композитора.
За семь лет театр трижды выступал в Москве, в Большом театре и Кремлевском Дворце съездов, в 1960, 1963 и 1967 годах, Эмиль Пасынков был одним из руководителей этих гастролей НГАТОиБ в столице, проходивших с аншлагами.
Но вот в 1969 году Пасынков переехал в Ленинград. С 1969-го работал главным режиссером Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, с 1978-го был художественным руководителем отдела Ленконцерта, а с 1981 по 1990-й — главным режиссером Пермского академического театра оперы и балета, где впервые в СССР была представлена премьера оперы Прокофьева «Огненный ангел».
Умер выдающийся оперный режиссер 29 октября 1990 года и похоронен в Ленинграде на Волковском кладбище.
Марина ЮРЬЕВА, специально для «Новой Сибири»
Ранее в «Новой Сибири»: