Мэр Новосибирска — откровенно о себе, об успехах и неудачах, а также о том, как менялся Новосибирск за последние годы и десятилетия.
«Мальчик, у тебя нос белый»
Из самого начала сознательного возраста помню наш двор в Ленинском районе. Оттуда возили меня родители в детский сад. Надо было вставать в шесть утра, чтобы всем успеть: мне — в сад, родителям — на работу. Мороз сорокаградусный, в трамвае очень много людей. И вот, помню, что-то происходит, трамвай встает колом, и мы выходим в мороз прямо на коммунальном мосту и идем дальше по дамбе, по трамвайным путям. Если ты подморозишь лицо, кто-то из взрослых тебе обязательно скажет: «Мальчик, у тебя нос белый, разотри». Чувство взаимовыручки было в порядке вещей.
Помню, уже постарше, — стою на «Башне», опаздываю в на тренировку бассейн, а автобусы идут или не мои, или переполненные. И вдруг высовывается рука из автобуса, из висящей толпы пассажиров, хватает меня за шиворот, втягивает куда-то внутрь — и все, я еду. И не знаю, что за человек меня затащил в автобус, но просто чувство было у людей, что нельзя бросать своих, особенно детей, в сложной ситуации.
Из одного государства в другое
Мои родители были инженерами, а отец еще и «рукастый», все делал сам, даже телевизор собрал, отчего имел в моих глазах статус непререкаемого авторитета. Поэтому и с профориентацией у меня вопросов не было — поступил на в НЭТИ на физтех.
После службы в армии, уже работая в НИИ измерительных приборов, принимал участие в модернизации зенитно-ракетных комплексов С-300, в разработке и испытаниях С-400. А спустя всего несколько лет мы, молодые советские инженеры, переживали болезненный, трагичный переход из одного государства в другое.
Создание противоракетной обороны было одним из приоритетных проектов СССР, наряду с ядерным оружием и ракетно-космической техникой. Наш коллектив работал над задачами этого мегапроекта. И вот развал СССР, а ты в длительной командировке в Казахстане, переходишь на подножный корм, решаешь, что делать с секретной документацией, оборудованием. После одной такой командировки мой друг получил инфаркт, лежал в больнице. Так формировалось понимание, что в нашей стране (в том, что от нее осталось) надо что-то менять.
«Мы не предатели»
Помню ощущение тех лет, когда прошел запрет на существование партии. Коротко передам его сегодня так: «Мы не предатели».
Тогда шла речь о роспуске партии, об уголовных делах в отношении целого ряда руководителей здесь, в Новосибирской области. И поэтому, когда мы восстанавливали партию, было вот это ощущение: да, не предали себя.
Я сегодня горжусь своим выбором и этим периодом. Встречаемся с ветеранами, сослуживцами. Обсуждаем события, вспоминаем историю, совместно пережитое, фамилии друзей.
Недавно вдруг поймал себя на мысли: как же мне повезло! С какими прекрасными, большими, настоящими людьми мне довелось встречаться!
Ответственность за Родину
Свои первые выборы в городской Совет я выиграл, уже работая вторым секретарем областного комитета КПРФ. В Совете возглавил фракцию коммунистов. Нас было чуть меньше половины — 12 из 25.
Самый яркий момент того созыва — это переход на новые тарифы ЖКХ. Если до этого бремя финансирования отрасли несло государство, то теперь федеральное законодательство подталкивало перекладывать его на собственников. Мы, фракция КПРФ, противопоставили свою позицию в защиту интересов людей давлению большинства депутатов. Понимая, что по голосам мы не побеждаем, фракция в знак протеста покинула заседание, и сессия была остановлена, потому что с нашим уходом не стало кворума. И в результате мы добились уступок.
Это только один пример, но таких в те годы было очень много. Впервые тогда понял, как политическая работа может сказаться на здоровье. Не просто понял, а сам слег в больницу. Через себя же пропускаешь все… Но зато такие победы вдохновляют, вместе с ними приходит доверие людей. В 2003-м я выиграл выборы в Государственную Думу по одномандатному Заельцовскому округу. И это была довольно убедительная победа.
К тому моменту, как я принял решение баллотироваться на пост мэра Новосибирска, у меня накопился достаточно большой опыт. Я уже много лет работал депутатом Государственной Думы, так что ситуацию в городе досконально изучил, что называется, «сверху». А «снизу» она мне была знакома еще по началу политической деятельности, по работе инженером. Все-таки Новосибирск — мой родной город.
Поэтому когда в 2014 году стало понятно, что в городе назревают серьезные изменения, я понял, что надо участвовать в избирательной кампании на пост мэра. И не для «разогрева», не для галочки, а для того, чтобы действительно возглавить Новосибирск.
На посту мэра я много чему учился. Я ведь пришел как представитель оппозиционной партии и понимал: меня избрали не для того, чтобы я продолжал борьбу, а для того, чтобы решать накопившиеся проблемы; для того, чтобы Новосибирск развивался.
Каждая победа — урок реального управления
За эти пять лет в Новосибирске построено и реконструировано много школ, но мне больше всего запомнилась 82-я, в Дзержинском районе. Реконструкция здания 1938 года постройки — не самый лакомый проект для подрядчика. А вот Михаил Ильич Голубев, генеральный директор компании «РСУ-5 Новосибгражданстрой», взялся. И не просто работал, а как бы показывал, как должна проходить работа с такими объектами. Отчитывался по каждому этапу, приглашал, показывал, объяснял. Благодаря такому погружению в процесс я, конечно, намного лучше стал разбираться в строительных вопросах, получил важные уроки управления.
Еще один яркий пример. В первое же мое лето в должности мэра пришлось решать проблему с заброшенными корпусами детских садов в Заельцовском районе. Раньше, в советское время, это были дошкольные учреждения, потом их перепрофилировали, а затем они оказались заброшены, оставаясь при этом в федеральной собственности. А городу нужны детские сады, как воздух.
Как добиться передачи фактически бесхозных корпусов в муниципальную собственность? Представители предыдущей команды, которые, надо отдать им должное, многое сделали на этом пути, но перевода прав собственности добиться так и не смогли, посмеивались над нашими усилиями. Они-то прекрасно понимали, насколько это сложно. Но я взялся, и тут как раз помог опыт работы в Госдуме, в комитете по собственности. Позвонил, слетал в Москву (честно говоря, и не раз). Через несколько месяцев мы получили результат. И построили из этих, так сказать, объектов два детских садика.
Тогда ко мне пришло очень важное ощущение победы вопреки всему. Я понял: когда мы начинали, многие ждали, что я споткнусь, совершу критическую ошибку. Слышны были вот эти хихиканья, комментарии. Но потом, когда на площадки зашла строительная техника, я ощущал, как все эти наблюдатели идут где-то сзади и молчат. Гробовое было молчание.
Ситуация эта для меня фактически стала переломной. После стало намного легче. И психологически, и организационно.
Перспективы масштабных проектов
Сегодня Новосибирск живет в ожидании масштабных проектов. Вся перспектива связана с ними. Идут работы по строительству новой ледовой арены, новой станции метро, ждет преобразований Новосибирский научный центр.
Я уверен, что они стали возможны благодаря ярким достижениям новой администрации Новосибирска. И к ним я отношу, безусловно, набережную. Я считаю, это наш серьезный успех, системное достижение.
О набережной я заговорил в первое же лето 2014 года. Ко мне приходили люди, бывшие руководители, которые мне симпатизировали. Они говорили: «Слушай, набережная в таком ужасном состоянии, туда погулять нельзя прийти. После семи часов выйдешь — пивная сплошная, кабак до самого горизонта».
Мы начали, не имея никаких обещаний ресурсной поддержки от вышестоящих бюджетов. Два года занимались тем, что сносили ларьки, шашлычные, пивные точки — все, что уродовало берег Оби. Уже потом удалось обеспечить участие нашего проекта в федеральной программе, которое позволило нам провести реконструкцию.
Сегодня мне доставляет огромное удовольствие смотреть, как новосибирцы гуляют по обновленной набережной. И подобных объектов, за которые не стыдно и которыми можно гордиться, много.
Новосибирск, несомненно, требует к себе особого внимания. И со стороны региональной власти, и со стороны федеральной. Увы, мне не удалось этот особый статус закрепить, добиться его оформления в финансовом эквиваленте. Пока не удалось.
Для подтверждения особого положения Новосибирска при его масштабах необходимо обеспечить успешное участие города в масштабных федеральных проектах — таких, как Молодежный чемпионат мира по хоккею 2023 года и, безусловно, проект развития «Академгородка 2».
Чемпионат по волейболу 2022 года становится в этот же ряд. Да, достойно принять такого рода событие — очень трудная задача, которую нужно решить в короткое время. На минутку: вокруг места, где строится волейбольный центр олимпийского уровня, — частный сектор. Там необходимо серьезное благоустройство и серьезные вложения. Это как Михайловская набережная, только масштабнее и сложнее.
Насколько это все реально?
Когда я сегодня слышу скепсис насчет перспективных масштабных проектов развития города, я отвечаю: мы все это уже слышали, не надо.
Был в этих непростых пяти годах один урок, который я усвоил на всю жизнь. Это, конечно, ситуация с лишением Новосибирска 10 процентов отчислений от НДФЛ, когда доходная часть бюджета рухнула на три миллиарда рублей (а с учетом кризиса — на все четыре). Четыре года мы жили в яме, нищенствовали фактически, едва сводя концы с концами.
А урок здесь вот в чем. От нас ожидали, что мы споткнемся. Что у нас что-то не получится. Что мы разобьем себе нос и докажем свою несостоятельность, некомпетентность. И этим несправедливым решением всячески нас к ошибке подталкивали. Но мы не ошиблись, не остановили городское развитие и даже добились серьезных успехов по ряду направлений. Не благодаря, а вопреки.
Мы выстояли, мы показываем готовность решать масштабные задачи, а это, я уверен, совсем в другом виде представит наши вопросы на федеральном уровне. У нас для этого есть силы, навыки, знания, опыт, хорошие стартовые позиции.
Беседовал Глеб ЧЕРЕПАНОВ.
Данный материал был опубликован в рамках кампании по выборам мэра Новосибирска в специальном разделе «ВЫБОРЫ-2019». В связи с требованиями законодательства его демонстрация приостанавливалась с 22.00 7 сентября 2019 года до 00.00 9 сентября 2019 года. Поскольку редакция считает материал интересным для нашего читателя, принято решение о возобновлении его демонстрации.