День государственного флага прошел в Новосибирске довольно скромно. Губернатор наградил заслуженных людей, провели онлайн-марафон и флешмоб.
О том, откуда родом этот праздник, предпочитали особо не распространяться. Правда, центральные телеканалы несколько дней показывали программы, посвященные событиям 30-летней давности – путчу ГКЧП и победе над этим путчем. Все-таки, юбилей. Честно говоря, порой казалось, что даже какой-то перебор. Все же знают, что такое ГКЧП. Даже во всех учебниках новейшей истории России этим трем дням посвящена, как минимум, одна страница. Так стоит ли так настойчиво напоминать?
Оказывается – стоит. В канун праздника в кафе «Бродячая собака» собрались те, кто в шутку называет себя ветеранами в борьбе с ГКЧП. Хотя, какие уж теперь шутки – 30 лет прошло, так что точно ветераны. На встрече известный новосибирский блогер Тимур Ханов показал сюжет о том, что знают наши люди про ГКЧП. И, как выясняется, тут надо расшифровывать. ГКЧП – это Государственный комитет по чрезвычайному положению, попытка вернуть СССР во времена до горбачевской перестройки. Люди просто тупо не помнят, что это, а молодым плохо рассказали. В результате получились такие ответы: «Что-то из школьной программы», «Генеральный комитет по чрезвычайному положению», «Что-то вроде МЧС».
Нет, ну конечно, не стоит превращать все в икону, но помнить-то надо, тем более, что не про Тутанхамона история – всего 30 лет назад была. Тут интересна мысль Алексея Мазура, который в 1991 году был депутатом облсовета. Он сравнил путч 91-го года и революцию 17-го. Получается, что у нас «условный» 1947 год. Надо полагать, у школьников в этом году от зубов отскакивало про всемирно-историческое значение ВОСР. Хотя, с другой стороны, возможно ГКЧП похоронил и воспоминание о ВОСР. Кто сейчас вспомнит, как это расшифровывается? Может быть, и к лучшему…
Но историки не дадут нам ничего забыть. Дмитрию Холявченко в 1991 году было девять лет. И он помнит, как родители и другие родственники собирались на кухне и обсуждали, что происходит в стране. И на встрече в «Бродячей собаке» он задался вопросом: «Почему за 30 лет не сложилось общепризнанного отношения к СССР, ГКЧП, событиям 93-го года?». Впрочем, вероятно, такого отношения – общего – не сложится никогда. Но вот что интересно. Холявченко озвучил результаты исследования Левада-центра (является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента). Оказывается, советский человек менялся только в советское время, а когда Союз развалился, начался откат обратно.
Доктор философских наук Николай Розов призвал смело говорить об августовской революции и о том, что она была подготовлена в предшествующие годы реформами Михаила Горбачева. «При всех ошибках практически бескровно обрушился тоталитарный режим. Три смерти – это чудо гуманизма», — философски заявил Николай Розов.
Аркадий Янковский, который в 91-м году был депутатом горсовета, а сейчас организовал встречу в «Бродячей собаке», вспомнил, как он ночевал в эти дни в горсовете, как наш дирижер Арнольд Кац настоял на проведении внеочередной сессии горсовета, как Янковский и Индинок выступали на митинге.
Кстати, сам Янковский в этом году отметил день флага за два дня до официальной даты – вышел к зданию мэрии и установил там триколор. Тот самый, исторический, который он же вынес к зданию тогда еще горисполкома в первый день путча, 19 августа.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»