А серьезные конкуренты могли просто испугаться

0
650

Новосибирские единороссы потратили девять дней, чтобы праймериз «Единой России» из скучной формальности превратился в формальность забавную. 

СЕКРЕТАРЬ областного отделения «ЕР» Александр Морозов очень хорошо отразил суть праймериз «ЕР», которые определили самого достойного кандидата в мэры от партии власти. «В некоторых средствах массовой информации говорят, что праймериз — игрушечная форма. Но на самом деле — это серьезная реальная конкуренция», — нашел Александр Владимирович нужные слова, чтобы подвести итоги голосования, в котором приняли участие только единороссы и избранные участники «Народного фронта».

Не знаем, какие средства массовой информации видный единоросс имел в виду, «Новая Сибирь» готова сказать только за себя. А у нее нет сомнений в том, что конкуренция на праймериз была серьезной. Какие уж тут шутки, когда один из конкурентов набирает несколько сотен голосов, а другим в самом лучшем случае остается несколько десятков. Серьезность расклада становится еще более очевидной, если посмотреть, сколько каждый из побежденных конкурентов набрал в отдельности. Ну вот, например, в Центральном округе и. о. мэра Владимир Знатков набрал больше всего голосов — 744. Его ближайшему сопернику, гендиректору ЗАО СК «Регион» Сергею Капишникову, там досталось в 27 раз меньше — 27 голосов. Остальные участники праймериз — главврач городской инфекционной клинической больницы № 1 Лариса Позднякова и директор шестой гимназии, депутат горсовета Ирина Путинцева — набрали так мало голосов, что и говорить не стоит, сколько именно.

За девять календарных дней, в течение которых проходили праймериз, один район все-таки отличился: там разрыв между участниками был не таким серьезным, как в остальных. Что случилось с выборщиками Ленинского района, остается загадкой, но почему-то Владимир Знатков обогнал Сергея Капишникова не в 27 раз, как в Центральном округе, а всего-то в 5,5. Это уже не такая серьезная конкуренция, когда фаворит гонки набирает 390 голосов, а его ближайший конкурент — аж 71.

Но это единственный раз, когда один из участников праймериз умудрился так сократить дистанцию меду ним и Владимиром Знатковым. Другие не давали и малейшего повода усомниться в том, что со всей серьезностью отнеслись к отведенной роли так называемых «технических» кандидатов. И за это они наверняка услышали отдельное спасибо. Хотя бы от того, кто еще в январе (когда никакие праймериз не начались) поработал над брошюрой и календарями с изображением Владимира Знаткова. Вот выиграл бы праймериз кто-нибудь другой, и что? Зря люди старались, раскладывали по почтовым ящикам эти материалы, повышающие узнаваемость и. о. мэра.

ПОНЯТНОЕ ДЕЛО, некоторые знатоки и до этих материалов догадывались, что партия власти видит в мэрах Знаткова. С появлением брошюр и самые недогадливые смекнули, что к чему. Смущало только одно. Нет, не то, что для агитации было рановато, тем более что в этих материалах и не было слов «кандидат» или «Единая Россия». Смущало, что брошюры эти появились раньше, чем прошли праймериз. Впрочем, один из членов фракции «ЕР» в совете депутатов нашел этому логичное объяснение. «Ну почему же сразу предполагать, что праймериз — это формальность и победитель был определен заранее? Может быть, просто у того, кто выпустил брошюру, открылись экстрасенсорные способности».

Интересно, среди единороссов были те, кто считал, что победить в праймериз мог бы не Владимир Знатков? И все же предположим, что некоторые из членов «ЕР» ожидали чего-то большего — пусть не реальной схватки, но хотя бы и не «опереточной постановки». С другой стороны, что же в этом несерьезном жанре плохого? Зато не скучно. Хотя и весело не всем. «Некоторые из кандидатов несли такую бредятину, так отвечали на вопросы — просто страшно. Например, один из них в своем выступлении много говорил о той сфере, в которой он работает. Так ведь понятно, что он в ней спец. Его попросили пояснить, как он собирается наполнять городской бюджет. Он начал с таким серьезным видом нести ахинею — я чуть со стула не упал. Ну, если ты согласился участвовать в праймериз, подготовиться-то можно было? Чтобы хотя бы на элементарщине не палиться. Если ты не знаешь, что такое этот 131-й закон, с юмором можно что-нибудь ответить, а не пытаться умничать и говорить ерунду», — смеется один из влиятельных единороссов.

Большинство из очевидцев праймериз упоминают о том, что трое соперников Знаткова демонстрировали свои познания в основном лишь в рамках своей основной профессии. И. о. мэра, понятное дело, в вопросах экономики города, городского хозяйства оказался подкован куда лучше.

Конечно, некоторые из собеседников «Новой Сибири» говорили о том, что с их точки зрения были серьезными и праймериз, и их участники. Но единороссов, которых выступления кандидатов позабавили, оказалось не так уж и мало. «Одной из женщин-кандидатов задали из зала вопрос, кажется, на тему ЖКХ. Она не нашла ничего лучше, чем сказать: «Я не знаю, как ответить». И это не единственный вопрос, который ее поставил в тупик. Например, ей сложно было рассказать, какими бы были ее первые шаги в качестве мэра. Это же так трудно догадаться, что такой вопрос могут задать и заранее заготовить на него ответ», — заметил еще один член партии «Единая Россия», который не захотел, чтобы мы раскрывали его имя.

Поверить в то, что действительно никто из влиятельных единороссов не изъявил ни малейшего желания посоперничать со Знатковым, попробовать себя в праймериз, трудно. Если какая партия и может похвалиться гигантским кадровым потенциалом, то как раз «Единая Россия». Понятно, что это риск, если на праймериз в соперниках у и. о. мэра оказался бы красноречивый и обаятельный конкурент. Но разве это большая проблема? Как будто не было случая, когда «Единая Россия» выдвигала на выборы вовсе не победителя праймериз. Известный новосибирский политик Алексей Беспаликов уже приводил весомые аргументы, почему партия иногда так делает. По его словам, внутрипартийные праймериз — это одно. Но у проигравшего узнаваемость может быть выше, электорату он ближе. Так что придумали бы уж какую-нибудь отмазку в случае, если бы Знатков праймериз проиграл. Зато, может, судачили бы меньше про «игрушечность», «формальность» и «предсказуемость». Ведь если можно устраивать видимость праймериз, почему бы не пойти дальше — не устроить хотя бы видимость реальной внутрипартийной конкуренции.

Во-вторых, если бы участники не были бы очевидно «техническими», праймериз хотя бы одному человеку пошли на пользу — самому Знаткову. Хоть потренировался бы на этих площадках. Ведь не факт, что на других его соперники будут выглядеть бледно рядом с ним. Те же депутаты Госдумы — коммунист Анатолий Локоть и бывший справедросс Илья Пономарев — на митингах собаку съели. Сомнительно, что не найдет, что ответить Знаткову, и Андрей Ксензов — бывший вице-губернатор, уволившийся из правительства и вышедший из «Единой России» ради участия в выборах мэра. Хотя о чем это мы, как будто предполагаем, что Знатков обязательно поучаствует в предвыборных дебатах. Никто не запрещает их игнорировать, тем более кандидатам от власти.

И все-таки было бы не совсем справедливо говорить, что «Единая Россия» устраивает ненастоящие праймериз. И те, кто знает, что на самом деле творится в партии, такого не говорят. «Настоящие праймериз, конечно же, были. Крутили кандидатов со всех сторон. Спорили, решали, группы влияния устраивали советы. Кандидатов у партии было до фига и больше. И тот же первый замгубернатора Анатолий Соболев, и Андрей Ксензов, и вице-мэр Александр Титков могли бы потянуть. Но эти серьезные настоящие праймериз прошли в кулуарах», — вот такой бином Ньютона от еще одного авторитетного новосибирского единоросса.

Елена АНИКИНА, «Новая Сибирь»

Фото с сайта VK.COM

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.