Коронавирус внес коррективы в бюджет Новосибирской области и в настроение законодателей.
Удары пандемии по экономике становятся все заметнее, однако сферы, завязанные на бюджет, финансово пока их почти не чувствуют. Законодательное собрание Новосибирской области на апрельской сессии утвердило изменения в областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, и в них эпидемическая ситуация в стране и регионе отражения пока почти не нашла. Зато сам ход принятия поправок продемонстрировал повышенную готовность законодателей к согласию ради главной цели.
Поправки поправкам рознь
В обычной ситуации поправки в бюджет — довольно рутинная процедура. Например, в прошлом году их вносили восемь раз. Процесс оживляют поправки, вносимые депутатами: кому-то для избирателей на округе нужно построить школу, спортивный комплекс или дом культуры, кому-то — чтобы его округ включили в ту или иную целевую программу.
Ход апрельской сессии отличался от прошлогодних разительно. Единственный общий момент — первые изменения в бюджет приняли, как обычно, после подведения итогов первого квартала.
Правда, за несколько дней до принятия поправок многие обратили внимание на заявление председателя заксобрания Андрея Шимкива. Он заявил, что это не просто финансовые корректировки, а корректировки ценностей и приоритетов: «Никто не отказывается от инновационных задач экономики. Но сейчас для страны, для экономики, для нас важнее поддержка людей. Я бы назвал это «экономикой заботы». Именно через понимание этих обстоятельств мы должны смотреть на изменения, которые мы рассматриваем сегодня и, скорее всего, еще будем рассматривать».
Услышав такое, можно было бы предположить, что бюджет претерпит радикальные изменения в связи с разразившейся пандемией. Но бюджетный процесс инерционен. На нынешнем этапе в нем можно увидеть лишь отблески будущего чрезвычайного бюджета, предчувствие чего-то нехорошего и начало подготовки к негативным переменам.
Еще до войны с вирусом
Про инерционность. Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко сообщил депутатам, что основные изменения в бюджет готовились еще до изменения макроэкономических показателей и до возникновения проблем, связанных с коронавирусом. Поэтому в законопроект внесены изменения, касающиеся расчетов за поставленное оборудование для двух региональных медицинских центров и включение в дорожный фонд остаточных средств прошлого года. Но главные изменения бюджета связаны с реализацией поручений, сформулированных президентом в январском послании Федеральному собранию. В соответствии с ними нашему региону из федерального бюджета выделяется 2,185 млрд рублей на поддержку семей с детьми. Софинансирование из областного бюджета на эти цели составит 638 млн рублей. Для семей с тремя и более детьми критерий нуждаемости повышен с 1,5 до 2 прожиточных минимумов.
В сфере образования увеличиваются выплаты за классное руководство. Эти расходы берет на себя федеральный бюджет, но к выплатам классным руководителям привязан уровень зарплаты воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. Для них из федерального бюджета ничего не предусмотрено — значит, платить придется областному бюджету. Обеспечение начальных классов горячим питанием будет решаться на паритетных условиях с федеральным бюджетом — по 280 млн рублей в этом году.
Общие параметры бюджета: доходная часть увеличивается на 600 млн рублей за счет собственных средств и на 4,4 млрд за счет федеральных трансфертов. То есть плюс пять миллиардов, и общий доход — свыше 181 миллиарда рублей. Расходная часть вырастет почти на пять миллиардов, составив 186 млрд рублей. Таким образом, дефицит — тоже пять миллиардов.
После вероломного нападения
Впрочем, понятно, что новые цифры бюджета — это очень оптимистичная оценка наших перспектив. Реальность же заключается в том, что по доходам первых четырех месяцев бюджет идет с минусом в четыре миллиарда рублей по сравнению с прошлым годом.
Отражением новых реалий в поправках можно считать, например, перераспределение бюджетных ассигнований, которые не законтрактованы. Что это значит? В бюджете предусматриваются расходы на те проекты, реализация которых еще не началась и исполнитель не определен. Если их исключить, то никто не понесет потерь. По словам Виталия Голубенко, это позволит доукомплектовать областной резервный фонд на 566 млн рублей. Именно из этого фонда сейчас финансируются мероприятия по борьбе с пандемией. На эти цели уже выделен почти миллиард рублей.
Еще один знак времени — все поправки, которые приняло заксобрание, поступили только от губернатора. Председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов отметил: «Впервые за весь созыв не было сформировано ни одной поправки от депутатов и комитетов Законодательного собрания. Сосредоточились на самом главном».
Этот же момент отметил и сам Андрей Шимкив: «Я благодарен депутатам за понимание, за то, что все они отозвали свои поправки. Сейчас не та ситуация. Поэтому мы оставили только то, без чего обойтись нельзя: если объект начали строить — значит, надо его закончить. Депутаты как один поддержали эту идею».
Андрей Шимкив выразил уверенность в том, что все социальные гарантии, которые закладывались в главный финансовый документ, будут исполнены: «Даже при дефиците в пять миллиардов мы найдем пути, как устоять на этом этапе».
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Андрей Шимкив назвал изменения бюджета корректировкой приоритетов