Как бы при ротации не ухудшить ситуацию?

0
2305

Экс-губернатор, назначивший Надежду Болтенко представителем в Совете Федерации, теперь может стать ее преемником. 

КОГДА меняются губернаторы, меняются и сенаторы — члены Совета Федерации от исполнительной власти региона. Это актуально не только потому, что 9 сентября в Новосибирской области пройдут выборы губернатора. Очередная ротация может привести к целой цепочке изменений, некоторые из которых могут оказаться принципиальными.

Каждый регион в верхней палате Федерального Собрания, в Совете Федерации, представляют два сенатора. Один — от законодательного органа, которого депутаты избирают на своей первой сессии. У нас это Владимир Лаптев, избранный в 2015 году с полномочиями до 2020 года. Второго назначает глава исполнительной власти региона. Это место сейчас занимает экс-спикер горсовета Надежда Болтенко, назначенная экс-губернатором Владимиром Городецким. Ее полномочия истекут сразу после избрания нового губернатора.

Кто займет место Болтенко? Своих претендентов в преемники кандидаты в губернаторы уже представили в облизбирком, причем в количестве трех кандидатов от каждого. Это своего рода «скамейка», где первый в списке становится представителем в СФ, а двое других — «запасные игроки», которые заменяют первого в случае, если с ним что-то случится. При чем тут избирком? Там проверяют, насколько кандидаты соответствуют требованиям закона. Есть ли судимости? Исполнилось ли 30 лет? Пройден ли ценз оседлости, который составляет пять лет?

У нас уже четыре кандидата в губернаторы и, соответственно, 12 потенциальных сенаторов. Кто будет от кандидата в губернаторы Георгия Михайлова («Народный альянс»), до сих пор неизвестно (впрочем, и сам Михайлов не особо известен, так что невелика потеря). Кандидат от «Справедливой России» Анатолий Кубанов хочет видеть «своим человеком в Москве» члена бюро совета реготделения партии Сергея Суховицкого, экс-кандидата в депутаты Госдумы Александра Вандакурова и депутата заксобрания Александра Аксененко. Последний, пожалуй, наиболее интересная фигура. Совладелец СК «ВИРА-СТРОЙ» (застройщик, известный по жилмассиву «Матрешкин двор»), сын Сергея Аксененко, который был вице-губернатором Новосибирской области.

ПРАВДА, шансов на сенаторство он практически не имеет. Если только все сойдется так, что Кубанов победит на выборах, а Суховицкий и Вандакуров откажутся от мандатов или, не дай бог, умрут.

Кандидат от ЛДПР Дмитрий Савельев, которому Надежда Болтенко человек не чужой (он был женат на ее дочери), решил свою бывшую тещу на второй сенаторский срок не выдвигать, а в список потенциальных сенаторов включил руководителя регионального отделения партии Александра Щербака, депутата горсовета Евгения Лебедева и члена обл- избиркома от ЛДПР Евгения Левина. Из перечисленных некоторые новосибирцы знают, пожалуй, только Лебедева — и то в основном по работе на округе.

Гораздо интереснее обстоит ситуация с кандидатом в сенаторы от Андрея Травникова. В списке главы региона — его предшественник на этом посту Владимир Городецкий, сопредседатель Общественной палаты Галина Гриднева и директор Института ядерной физики СО РАН Павел Логачев. Все прекрасно понимают, что здесь главный персонаж — Владимир Городецкий, который, кстати, и назначал в свое время Надежду Болтенко сенатором.

Будет ли эта замена на пользу Новосибирской области? Понятно, что Совет Федерации — очень удобное место для того, чтобы доживать политическую жизнь, но и там все-таки работать приходится. Возможно, с учетом этого Владимир Городецкий в качестве представителя региона выглядит предпочтительнее: он лучше знает регион, имеет больше связей в Москве.

С другой стороны, и Надежда Николаевна — человек заслуженный, к тому же значительно моложе Городецкого (61 год против 70), а значит, просто так исключить ее из номенклатурной обоймы считалось бы не комильфо. Сейчас идут активные консультации о том, что она может занять должность уполномоченного по правам человека Новосибирской области, и многие уже едва ли не уверены, что так оно и будет. Немым подтверждением этому мнению стала сама сенатор, на первой встрече Андрея Травникова с доверенными лицами сидевшая в первом ряду.

Правда, тут возникает несколько каверзных вопросов. Настолько ли хороша была Болтенко в Совфеде? Известны ли законопроекты, которые она по праву сенатора внесла в Госдуму? (Там, между прочим, есть такие активисты, которые и по 15 законопроектов в год порождают.) Если хороша — зачем ее менять? Если нет — то сможет ли быть эффективным омбудсменом?

Второй момент: сегодня должность уполномоченного занимает Нина Шалабаева. Ее работу за 2017 год Законодательное собрание региона признало удовлетворительной. Нынешней осенью срок, на который она была выбрана, истекает. Если нужно заменить ее на более эффективного человека — надо будет обосновать выбор. Если нет — то зачем менять?

Оба вопроса принципиальны, ведь должность уполномоченного по правам человека, которая, кстати, финансируется из бюджета региона, является формально независимой и призвана быть мостом между властью и гражданским обществом.

Ротация важных персон по должностям — процесс конструктивный. Он и персонам, и должностям дает шанс заиграть новыми гранями. Реализуется ли этот потенциал в новые возможности для региона или в очередной раз падет жертвой номенклатурных интересов — покажет время.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Фото с сайта болтенко.рф

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.