Почему-то жесткая партийная дисциплина в местном отделении «ЕР» только провоцирует предвыборный бардак.
НАКОНЕЦ-ТО новосибирское отделение «Единой России» дает избирателям невероятный выбор. Три первых вице-мэра, три крепких хозяйственника, куртка замшевая — три, как говаривал герой культового фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — «давешний обокраденный Шпак». Но народ не понимает и испытывает амбара де ришес — как говорят французы, затруднения от большого выбора.
Не так уж много времени прошло с тех пор, как некоторые люди «в теме» говорили о том, что предвыборный расклад, скорее всего, будет предсказуемым. Кое-кто на словах даже не допускал вероятности того сценария, который теперь с каждый днем дополняется новыми интригующими деталями. Речь идет, понятное дело, о членах «Единой России», прежде всего. Большинство из них говорили о невероятности появления на выборах двух кандидатов из провластной когорты. С разной долей уверенности они предполагали, что верхушка «ЕР» сможет найти подход к самым амбициозным из членов партии. Местные единороссы, конечно, не доказывали с пеной у рта, что все в партии хором высказались «за» то, чтобы двигать в кресло градоначальника бывшего первого заместителя мэра, а ныне исполняющего его обязанности Владимира Знаткова. Скорее, наоборот. Но есть такое выражение «партийная дисциплина», которая закрывает массу вопросов — в том числе и «почему именно он?» Об этом несколько дней назад напомнил один из главных единороссов в области, губернатор Василий Юрченко, предложив не согласным с партийным решением сдать партбилет. Впрочем, совет прозвучал как-то странно. В стиле «жена ушла, а я еще ушлее, подумал Штирлиц» — как будто вдогонку. И не одному Андрею Ксензову. Он был первым вице-мэром до Знаткова. Потом он ушел в вице-губернаторы, но уволился с этого поста и вышел из «Единой России» для того, чтобы поконкурировать с кандидатом от власти. Вероятно, напоминание о партийной дисциплине прозвучало не только для острастки колеблющихся, но и в спину тем, кто уже решил уйти, — понятно же, за кем должно остаться последнее слово. Выход из партии депутата горсовета Эдуарда Кожемякина мог бы восприниматься как случайное совпадение с заявлением губернатора. Но политизированная общественность затаилась в ожидании, кто же следующий. Причем прикидывала, что «следующий» может выйти из партии не столько для того, чтобы поддержать на выборах вчерашнего единоросса Андрея Ксензова. Так что последовавшее заявление о сдаче партбилета со стороны видного члена «Единой России», бывшего первого заместителя мэра и экс-министра строительства Новосибирской области Владимира Анисимова трудно назвать обескураживающим.
Последний пока не подал документы в новосибирский избирком. Впрочем, этого на сегодняшний день не сделали ни Знатков, ни Ксензов. Но сомнений в том, что три бывших первых вице-мэра окажутся соперниками на выборах, практически не остается. И Владимир Знатков, и Андрей Ксензов вовсю встречаются с будущими избирателями. А Владимир Анисимов заявляет, что вопрос о его выдвижении «решен однозначно». С одной стороны, сразу три крепких хозяйственника с огромным опытом работы в городской сфере — неплохой выбор.
С ДРУГОЙ, он повышает шансы на то, что мэром станет человек, чей электорат не разрывается между пусть бывшими, но все-таки коллегами по городской администрации.
Оказались бы три бывших однопартийца соперниками сейчас, если бы встретились на праймериз? Трудно предположить. Но если бы внутрипартийные выборы кандидата от власти не превратились в формальность с заранее определенным кандидатом от власти, некоторых личностей могло бы и не оказаться в списке претендентов на кресло градоначальника. Например, бывшего депутата городского и областного советов, генерального директора «Завод строительных материалов № 7» Геннадия Бессонова. Формально он выдвинулся в мэры впервые в жизни. Но это если не брать в расчет времена, когда будущего главу города выбирали депутаты. В начале девяностых он не набрал достаточно голосов среди своих коллег по парламенту. И главой администрации Новосибирска стал Иван Индинок. По словам Бессонова, он и сейчас бы не появился в числе потенциальных градоначальников, если бы от власти шел другой кандидат. Хотя и не отрицает, что избирательная кампания ему нужна не столько для победы, сколько для того, чтобы озвучить свои позиции по поводу «несправедливого распределения земли по родственникам» и других «странных» решений, принимаемых мэрией. «Я принял решение выдвигаться недавно. Ко мне с этим предложением подходили работники различных бюджетных структур — представители школ, других предприятий. В основном те, с кем я раньше пересекался по депутатской деятельности. Они мне говорили, что в их учреждениях проходят собрания, где их просят голосовать за кандидатуру от мэрии. Они этого не хотят, говорят, что меня поддержали бы с удовольствием. Вот я и задумался», — прокомментировал Геннадий Бессонов свое выдвижение.
Не исключено, что новосибирский избирком еще примет документы от желающих «засветиться» на мэрских выборах и чье выдвижение можно будет в какой-то мере назвать непредсказуемым. Но вряд ли общественность уже можно удивить. Этот пост оказался куда популярнее, чем ожидалось. В потенциальные градоначальники записались несколько политиков федерального уровня, несколько «комичных» персонажей (как городского масштаба, так и «неместных») и представители всех парламентских партий. На день верстки номера (13 февраля 2014) выдвинуто два десятка кандидатов. И ведь не все еще дошли до избиркома. В любом случае при таком раскладе если можно чем-то удивить, так скорее отказом выдвигаться. Ничего странного, что привлекло внимание заявление «Гражданской платформы» о том, что своего кандидата она выставлять не видит смысла. Хотя член федерального политсовета «Гражданской платформы» Анна Терешкова говорит, что у них были три яркие кандидатуры: «Но озвучивать их имена сейчас не хотелось бы, чтобы не вносить сумятицу. Решение принято из-за того, что выборы назначены досрочно. Выдвигаются яркие оппозиционеры, нам ясно, что на победу, скорее всего, наш кандидат не мог бы рассчитывать. Но голоса бы оттянул у оппозиции. Мы решили не распаляться, а поддержать сильного оппозиционного кандидата».
Кого именно, она не сказала, сославшись на соглашение, которое оппозиционные общественные организации и политические силы подписали еще в январе. «Гражданская платформа» готова в любой момент его подписать. Оно подразумевает, что за две недели до выборов будет принято решение об объединении вокруг одного оппозиционного кандидата. А пока мы поддерживаем коалицию и стараемся сотрудничать со всеми сторонами этого соглашения», — добавила Анна Терешкова.
Елена АНИКИНА, «Новая Сибирь»