Обещать не вредно

0
366

Наш рейтинг: барахолка в Пашино, метро «Чистая слобода», сочинский стадион и Эйфелева башня. 

ПРЕДВЫБОРНЫЕ обещания — одна из важнейших составляющих любой предвыборной кампании. Обещания должны быть интересными, красивыми, общественно значимыми и желательно выполнимыми. По крайней мере, они должны таковыми выглядеть. К концу кампании по выборам новосибирского мэра вполне можно будет составить рейтинг обещаний, пока же можно говорить о том, какие из них уже могут на участие в таком рейтинге претендовать.

«Новая Сибирь» считает, что этого вполне заслуживают обещания о продлении работы куда-то за 1 апреля Гусинобродского вещевого рынка с дальнейшим его переносом в район Пашино. О продлении Ленинской линии новосибирского метро за площадь Маркса до микрорайона «Чистая слобода». О переносе в Новосибирск одного из сочинских олимпийских стадионов. И о строительстве в городе, например, Эйфелевой башни.

«Какой-то там военный радиус для ракет»

Теоретически обещания кажутся выполнимыми. Понятно, не без проблем. Даже, казалось бы, такая простая идея и. о. мэра и кандидата в мэры Владимира Знаткова, как перенос барахолки в район Пашино. Здесь проблема в том, что против этого высказалось Министерство обороны. Рядом находится ракетная часть, и, по мнению военных, не дело, если барахолка будет соседствовать с ядерным оружием.

4 февраля на праймериз «ЕР» Знатков прокомментировал это так: «Тот предполагаемый участок, который выделялся из земель Новосибирской области, потому что в городе земли нет... Насколько я знаю, сегодня есть возражение Министерства обороны. По сути, это отказ в размещении вообще каких-либо объектов на этой прилегающей областной земле, потому что существует какой-то там военный радиус для ракет…»

И. о. мэра пообещал, что городские власти будут разбираться с этим вопросом. Они уже написали в Минобороны письмо, где спросили, будет ли и когда ликвидирован арсенал, и будут ли и когда земли военного арсенала переданы в муниципальную собственность для строительства жилья и объектов соцкультбыта.

Короче говоря, все куда-то оттягивается и зачем-то затягивается. Может быть, и не стоило об этом перед выборами речь заводить. Если на все согласования и обустройство барахолки в районе Пашино уйдет год или более того, может, лучше этим вообще не заниматься?

ЗА ЭТО ВРЕМЯ в городе, в том числе и в районе Гусинобродского шоссе, будут построены новые торговые центры, куда и разбредется гусинобродский народ. Владимир Знатков ведь сам говорил: главное не сохранить барахолку, главное, чтобы люди не страдали, а имели рабочие места.

Десятью и одной строкой

Тема метро кровно связана с темой Гусинобродской барахолки. Ну, прежде всего потому, что территория под ней забронирована под строительство метродепо, что и является одной из причин неизбежного закрытия рынка. С метро все было ясно, пока тот же и. о. мэра и кандидат в мэры Владимир Знатков не заявил, что с 2015 года начинается проектирование ветки метро на левом берегу. И что продолжать линию до площади Станиславского, как это предусматривалось изначальным проектом, нецелесообразно, что ее надо тянуть до микрорайона «Чистая слобода».

Многих, особенно жителей Плющихинского жилмассива, это заявление откровенно шокировало. А как же мы? И чем Евгений Покровский, депутат облсовета, член фракции «ЕР», гендиректор компании «КПД-Газстрой», которая строит «Чистую слободу», лучше Алексея Джулая, депутата горсовета, члена фракции «ЕР», директора компании «Дискус Плюс», которая строит Плющихинский жилмассив? Страсти подогрел еще и тот факт, что в региональной госпрограмме развития новосибирского общественного транспорта до 2021 года не оказалось пункта о строительстве станции «Гусинобродская», хотя до этого и в мэрии, и в правительстве говорили о строительстве двух станций Дзержинской линии — «Молодежной» и «Гусинобродской», плюс метродепо «Волочаевское». И. о. мэра пришлось успокаивать народ: мол, «Чистая слобода» — это уже после «Молодежной», «Гусинобродской» и метродепо. Тем не менее вопросы все равно остаются. Почему «Чистая слобода», а не «Снегири» или Затулинка?..

Генеральный план развития Новосибирска был утвержден в 2007 году. Однако его критикам сразу не понравилось то, что в нем очень мало места было уделено развитию метрополитена как «важнейшему элементу транспортной составляющей». Всего одиннадцать строк.

Были и другие спорные моменты. Генпланом предполагалось построить 73 км линий метро. На тот момент две линии новосибирского метрополитена имели длину 14,3 км, которые строили 22 года. Планы построить 73 км почти за тот же срок выглядели в лучшем случае смело. Даже с учетом того, что на некоторых участках предполагалось строить «лайт-метро», то есть наземное, общая сумма строительства оценивалась в 150 млрд рублей. Насколько трезво можно было надеяться получать финансирование по шесть млрд рублей и стабильно строить по три километра в год? Тем более с учетом ближайших планов: к 2015 году планировали построить только три станции: «Золотая нива», «Площадь Станиславского» и «Доватора».

Федеральное финансирование прекратилось, и теперь мы имеем то, что имеем. Дзержинскую ветку дотянули до «Золотой нивы», «Площадь Станиславского» отменили как нецелесообразную, линию до метродепо «Волочаевское» решили осваивать собственными силами, методом «государственно-частного партнерства». Не будем спорить о терминах, но предполагаемая схема напоминает скорее некий кредит. Инвестор вкладывает около 13,5 млрд рублей и в три года строит участок от «Золотой нивы» до «Гусинобродской», а затем мэрия и областная администрация с ним рассчитаются в 2017—2021 гг.

Во время проведения международного форума «Технопром-2013» губернатор области Василий Юрченко сообщил, что такой инвестор найден, что это финансовая группа ВТБ. Жизнь начала налаживаться, но дальше у нас получилось обычное «как всегда». Сначала сам губернатор в ноябре прошлого года заявил, что «из-за плохой работы по разработке проектной документации, к сожалению, обмана заказчика, что проектируется метродепо, на самом деле оно не проектировалось, сроки сдвинулись». А затем уже в нынешнем феврале радужные планы фактически добила областная Контрольно-счетная палата.

Темнота в конце тоннеля

КСП провела экспертизу проекта региональной госпрограммы по обеспечению доступности услуг общественного пассажирского транспорта и, в общем, констатировала: «В проекте отсутствуют мероприятия, направленные на комплексное развитие метрополитена и связанных с ним транспортных узлов, условия предоставления межбюджетных субсидий». В проекте «не раскрыто содержание мероприятия по проектированию и строительству электродепо «Волочаевское»…

«Строительство линии метрополитена планируется с привлечением средств частного инвестора… Однако проект госпрограммы не содержит положений, соответствующих данным условиям (в частности, об осуществлении частным партнером эксплуатации (использования) построенного объекта). Отношения между мэрией Новосибирска и строителем объектов метрополитена будут более соответствовать отношениям муниципального заказчика и исполнителя работ для муниципальных нужд (подрядчика) с условием длительной рассрочки оплаты выполненных работ». Поэтому КСП предлагает правительству «предусмотреть в госпрограмме соответствующий законодательству механизм привлечения частных инвестиций в строительство метрополитена либо исключить из нее положения о привлечении частного инвестора».

«Объем расходов областного и местного бюджетов на 2017—2021 гг. учитывает необходимость уплаты инвестору процентов (компенсации его упущенной выгоды) из-за оплаты строительства в рассрочку в размере индекса инфляции. При этом суммы удорожания капитальных вложений и компенсации (оплаты) затрат инвестора рассчитаны условно и могут оказаться больше предусмотренных госпрограммой сумм. В частности, ставка процента по банковским кредитам, как правило, на два-три процентных пункта выше, чем темп инфляции». И т. д.

Действительно, ВТБ подозрительно выглядит в качестве частного инвестора (или подрядчика). Во-первых, не частный, а во-вторых, его профиль все-таки не строить, а делать деньги из денег. К слову сказать, в 2011—2012 гг. из регионального и муниципального бюджетов на развитие метрополитена было выделено около 750 млн рублей, 446 млн из них пошло на погашение кредиторской задолженности. Если эти суммы экстраполировать, то нетрудно представить, до каких цифр это может дойти в 2017—2021 гг…

Достройка Дзержинской линии должна была начаться в 2014 году. 2014 год, в общем, начался. Однако в силу «плохой работы по разработке проектной документации», «обмана заказчика» и всяких нестыковок, выявленных экспертизой КСП, свет в конце тоннеля почти не виден. И. о. мэра и кандидат в мэры тоже говорит об этом неуверенно. То ли инвестор найден, то ли им еще «может стать группа ВТБ»?

Паук и мировая паутина

Ну вот, теперь на фоне обещаний о переносе барахолки в Пашино и «частно-государственной» стройки метро предвыборные обещания переноса одного из сочинских олимпийских стадионов в Новосибирск и строительство в Новосибирске Эйфелевой башни уже не кажутся такими фантастичными.

Про стадион — идея кандидата в новосибирские мэры Ильи Пономарева. (Знатков, кстати, эту инициативу поприветствовал.) Все бы хорошо, однако правительством по каждому спортивному сочинскому объекту была разработана и принята отдельная программа. Что-то в своем качестве и останется, что-то будет перепрофилировано, а что-то действительно будет демонтировано и перевезено. Новосибирска в списке нет, и вряд ли правительство будет менять свою программу только потому, что у нас тут неожиданно и досрочно случились мэрские выборы.

Обещание кандидата в мэры Сергея Троицкого (Паука) построить в Новосибирске Эйфелеву башню тоже себе ничего и по затратам, видимо, вполне сопоставимо с демонтажом, перевозкой из Сочи и сборкой в Новосибирске хорошего стадиона. Башню можно поставить возле телецентра, скажем, в сквере Сибиряков-Гвардейцев. Наша старая телебашня давно морально устарела, городу же так не хватает не только надежного проводника в мировую паутину, но и высокой точки для обзора столицы.

В Бордо нет метро

Что обидно? Вот кандидатов в мэры у нас много, а хороших идей, хороших предвыборных обещаний мало. Полета нет. Остановимся хотя бы на транспортной проблеме как наиболее острой для крупнейшего муниципального образования страны. Ну что, Новосибирск такой динамичный и инновационный город, а трындим из года в год одно и то же: давайте возьмем лопаты, давайте пойдем рыть метро. Но ведь это же самый дорогущий вид городского транспорта. В крупных столицах метро строилось столетие, нам за ними все равно не успеть. Да и строилось оно там, потому что не было более быстрых и удобных «альтернатив». Но сейчас-то XXI век.

Не хочется вмешиваться в споры по поводу скоростного трамвая, лишь одно личное наблюдение. Во французском городе Бордо тоже хотели рыть метро, но посчитали и остановились на принципиальном более дешевом скоростном трамвае. Ходит он там по своим «коридорам» и быстро, и без рогов, и экологичен, и под землю пассажирам опять же лезть не надо.

Скоростной трамвай — не единственное. Нашими учеными из СибНИА и СГУПСа был разработан проект аэроэстакадного транспорта. Сейчас они предлагают внедрить такой транспорт в Новосибирске.

Аэроэстакадный транспорт — бесколесный, по специальной эстакаде он перемещается с помощью двигателей-вентиляторов. По выкладкам ученых строительство таких эстакад значительно дешевле строительства любой рельсовой дороги, включая скоростной трамвай. Аэроэстакадный транспорт способен развивать скорость до 600 километров в час. Вот это я понимаю, полет.

Конечно, на таких скоростях это хорошо от «Речного вокзала» до Академгородка. Но новых идей городского транспорта в мире уже предостаточно. И на воздушной подушке, и на магнитной, и на вакуумном подвешивании, и на магнитном. Ученые, поставь им задачу, что-нибудь да придумают.

А есть еще такой вид городского транспорта будущего, как велосипед. Но велосипедистов власть у нас почему-то особенно не любит.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.