Ради монолитности власти ее ветви будут раскачивать

0
2846

Всплеск агитации за отмену прямых выборов мэра Новосибирска совпал с трендом на укрепление властной вертикали. 

С 1 ЯНВАРЯ 2023 года в Новосибирске официально станет меньше на одну муниципальную организацию — городскую избирательную комиссию. В соответствии с новым федеральным законом все муниципальные избиркомы упраздняются — после его принятия горсовету Новосибирска не оставалось ничего иного, кроме как внести необходимые изменения в устав города.

Изменения уже наглядны: сайт Новосибирской городской муниципальной комиссии сообщает, что он недоступен, и отправляет на сайт областной избирательной комиссии. Те полномочия, которые раньше исполнял горизбирком, теперь перешли к территориальной избирательной комиссии Центрального района Новосибирска.

Тамара Краткая останется последним  руководителем избиркома
Тамара Краткая останется последним руководителем избиркома

Впрочем, а какие там были такие особые полномочия? С выборами депутатов горсовета прекрасно справятся и окружные избиркомы под присмотром облизбиркома. А прямых выборов мэра Новосибирска, не исключено, скоро вообще не будет. Ликвидация муниципальной избирательной комиссии просто станет дополнительным аргументом в пользу такого вполне естественного шага.

Последний всплеск обсуждения темы замены в Новосибирске всенародно избранного мэра на условно избранного сити-менеджера случился после того, как Томская городская дума 6 декабря приняла такое решение. В сети сразу появился пост не очень распиаренного политтехнолога Сергея Старовойтова, который применительно к Новосибирску рассуждал, что всенародные выборы глав муниципалитетов — это архаика, что таких городов в России осталось всего шесть, и Новосибирск — самый крупный представитель этого меньшинства. В заключение Старовойтов предупредил, что сопротивляться федеральному тренду по отмене прямых выборов мэров бесполезно и небезопасно: «Тех представителей местных элит, которые будут особенно активно сопротивляться, отметят и занесут в черные списки. Как оказывающих противодействие построению управляемой политической системы в непростые для страны времена».

После ссылки на такие обстоятельства губерния не могла не пойти писать. Мнение Старовойтова озвучили многие местные СМИ. Можно выдавать желаемое за действительное и приписывать этот порыв неким тайным корыстным побуждениям, а можно допустить, что семя просто упало на удобренную почву. Тема отмены прямого волеизъявления в столице региона не в первый раз прокатывается по Новосибирской области, но раньше это по крайней мере сопровождалось какой-никакой полемикой.

На итоговой пресс-конференции главе региона задали неизбежный вопрос о его отношении к возможной отмене выборов мэра Новосибирска. Андрей Травников ответил лаконично: «Отмена выборов возможна. Никаких препятствий не вижу» (подробнее об итогах года в видении губернатора Новосибирской области — в другом материале этого выпуска «Новой Сибири»).

Многомудрые рассуждения губернатор оставил тем, кто занимается ими профессионально. Он только толкнул любезно подставленную костяшку домино — и посыпалось. На старовойтовском сайте «Клуб регионов» появляются мнения экспертов по региональной политике. Один из них, Виталий Иванов, говорит: «Мэр, избираемый на прямых выборах, даже если это человек совершенно лояльный, неамбициозный и в целом адекватный, все равно из вертикали «выламывается» или потенциально способен «выломаться». Конечно, это нервирует любого губернатора, ведь если глава крупнейшего регионального муниципалитета «выламывается» из вертикали, это создает много управленческих проблем и рисков. Суть в том, что губернатор не может быть уверен, что его приказы будут в полной мере эффективно выполняться, потому что избранный на прямых выборах мэр теоретически, а зачастую и практически, может такие приказы проигнорировать или подойти к ним, скажем так, творчески. И если открывается окно возможностей, позволяющее избавиться от прямых выборов, то региональные власти закономерно от них избавляются».

Если говорить о ситуации конкретно в Новосибирске, то здесь, по мнению Иванова, не стоит искать политической подоплеки: «Достаточно посмотреть на состояние города и городского хозяйства, чтобы убедиться в том, что нынешняя модель муниципальной власти не дает Новосибирску полноценно развиваться. Тут проблему можно редуцировать до конкретики: прямые выборы равно сохранение Локтя в качестве мэра. Однако Локоть как мэр оказался совершенно неэффективен».

Тут Иванов мало того что спорные вещи выдает за аксиому, но еще и, скажем прямо, оскорбляет новосибирцев: они, в его трактовке, какие-то идиоты, не способные избрать ничего, кроме очевидного зла. Вот политолог и руководитель Института политических исследований Сергей Марков не считает работу Локтя на посту мэра Новосибирска провальной: «Я бы не сказал, что Локоть совсем уж плохой мэр, раз жители во второй раз проголосовали за него». Однако и Марков ради более монолитной системы управления регионом согласен на отказ от прямых выборов. «Возникают определенные проблемы в том, что Локоть не умеет реализовывать какие-то вещи. И если губернатор считает, что сможет эффективнее проводить свою политику, когда мэром будет его союзник, а не оппонент, то это его право, поскольку противостояние с мэрами больших городов — это одна из головных болей губернаторов».

Политологам и экспертам, которые считают, что сегодня в Новосибирской области есть какие-то разногласия между ветвями власти, надо было бы пожить в Новосибирской области в конце 90-х, когда харизматичный и громоподобный губернатор, он же бывший секретарь обкома КПСС Виталий Муха так явно и ревностно отторгал мэра Виктора Толоконского, что об этом и свита говорила открыто, и пресса писать не стеснялась. Тогда, более 20 лет назад, это привело к появлению крепкой непартийной коалиции в поддержку нового — она буквально вытолкала Толоконского на открытые соревнования, спродюсировала азартную схватку и вышибла Муху в первом туре. Остальное было делом техники и удачи.

Сегодня же вокруг устраивается нечто такое, от чего каждому более или менее осведомленному новосибирцу становится понятно: в повестке просто очередная кампания, очередная подготовка к переменам, а по факту к тому, чтобы «простые избиратели» смирно приняли изменения, вводимые не на их уровне.

Впрочем, за последнее время такое произошло уже не раз. И сейчас, если надо, произойдет.

Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»

Фото vk.com

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.