Из-за закрытого рассмотрения дела Яковенко-Якименко легитимность депутатского мандата навсегда останется секретом.
ВЫБОРЫ президента США и выборы депутата горсовета Новосибирска по округу № 35, несмотря на несоизмеримость масштабов, имеют одну общую черту: и там, и там основные претенденты получили примерно одинаковое количество голосов, и теперь слово — за судами. Если у Трампа и Байдена все суды еще впереди, то у Евгения Яковенко и Вячеслава Якименко, боровшихся за кресло депутата горсовета, первый судебный тур уже позади.
Информация Октябрьского районного суда озаглавлена сурово: «В избирательном споре между Якименко В. Д. и участковой избирательной комиссий избирательного участка № 1833 поставлена точка». Лаконично сообщается, что Якименко отказано в удовлетворении требований в полном объеме. Подробностей никаких.
Напомним: все началось после того, как кандидат в депутаты горсовета от коалиции «Новосибирск-2020» Вячеслав Якименко заявил, что в ходе голосования в списки избирателей незаконно включили более 300 курсантов Новосибирского военного института Росгвардии, благодаря чему, по его мнению, победа на выборах досталась единороссу Евгению Яковенко. Поскольку итоговый разрыв между ними составил всего 11 голосов, аргумент позволял поставить под вопрос легитимность мандата и итоги выборов, считает Якименко.
Что касается Яковенко, то он воспринял эту тему почти как личное оскорбление, сгоряча назвав участников коалиции «Новосибирск-2020» предателями Родины. На первой сессии горсовета, отвечая на вопрос, почему он, многоопытный вице-спикер Совета, с таким трудом выиграл у простого студента, Якименко предположил, что это связано с тем, что у них фамилии похожие и в бюллетене рядом стояли. То есть фактически заявил, что Якименко в избирательной кампании был простым спойлером. В этом, конечно, есть определенный смысл, и, вероятно, коалиция подбирала оппонента для Яковенко именно по такому принципу, но очевидно, что простой студент оказался совсем не типовым спойлером, которого можно купить за сто тысяч рублей, а вполне убежденным в своей правоте товарищем. Кстати, на той первой сессии Евгения Яковенко снова переизбрали вице-спикером.
Поначалу рассмотрение дела в Октябрьском суде проходило довольно рутинно, если не считать страстей, которые системно раскручивались в процессе.
ОТ КОАЛИЦИИ было заявлено ходатайство о предоставлении списка избирателей, а военный институт сопротивлялся, утверждая, что в них содержится военная тайна. Но тут случилось из ряда вон выходящее событие: судья Евгений Котин, рассматривавший дело, взял самоотвод.
Его заменила судья Маргарита Сидорчук, которая 12 октября на первом же заседании закрыла процесс от общественности и СМИ, «так как участвующие в деле лица ссылаются на необходимость сохранения охраняемой законом тайны». Стороны процесса были предупреждены «об ответственности за разглашение».
С тех пор все как будто замерло. Только общественник и убежденный сторонник несистемных оппозиционеров Андрей Гладченко подробно описывал все, что можно было описать, на своей странице в Facebook. Но это были сигналы довольно неуверенные с точки зрения содержательности.
А пока суд да дело, на второй сессии горсовета, 28 октября, избирали депутатскую комиссию по этике. В ее состав вошел и Евгений Яковенко. Правда, при поименном голосовании он набрал меньше всех голосов, но все же сумел собрать больше половины. Его оппоненты из коалиции назвали избрание Яковенко в комиссию по этике актом циничным и даже «плевком в душу».
Через пару дней, 30 октября, Октябрьский суд «поставил точку» в споре Якименко с избирательной комиссией. В понедельник, 2 ноября, появилось и мотивированное решение суда, которое опять же никому, кроме сторон, не показали. На следующий же день в суд поступила апелляционная жалоба Якименко. Но и она тоже идет под грифом «лица предупреждены об ответственности за разглашение».
В общем, военную тайну так никто и не выдал. А с историей понятно только одно: она продолжится в областном суде.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Фото Евгения ИВАНОВА