22 марта – в связи с Днем поэзии, отмечавшимся накануне – в кинотеатре «Победа» прошел спецпоказ фильма «ВМаяковский» с последующим его обсуждением, за организацию которого взялась поэтическая «Студия 312».
На сеансе можно было встретить множество видных деятелей новосибирской культуры – представителя киноиндустрии Алексея Бутова, художника Владимира Курилова, писателя и куратора выставочных проектов Художественного музея Сергея Тиханова и целый ряд известных новосибирских поэтов. Арт-хаусный фильм, что встречается не так уж часто (особенно с биографическими картинами), был хорошо принят публикой самых разных возрастов. Впрочем, при обсуждении картине не удалось избежать и некоторых упреков. Поэт и филолог Екатерина Гилева, в целом фильм одобрившая, тем не менее, обратила внимание на то, что его авторам, несмотря на все старания, так и не удалось выйти за рамки стандартного «байаопика», со всеми присущими ему недостатками – некоторой склонностью к иллюстративности и «оплощению» материала.
Хотя при всех высказанных претензиях общая «картина» картины выстроилась ясно: для биографической ленты здесь все выстроено максимально честно, для зрителя предсавлено некое археологическое исследование в области искусства: создатели фильма в самом начале выдвигают гипотезу о том, что, в общем-то, не знают, кто такой Маяковский сегодня – и стараются этот вопрос разрешить, постепенно, у нас на глазах, превращаясь в героев той эпохи. Хотя литератор с актерским образованием Юрий Татаренко заметил, что из трех основных линий фильма – «Маяковский и власть», «Маяковский и женщины», «Маяковский и поэзия» – последняя проводится авторами наименее вдумчиво. В результате возникло впечатление, что кредо Маяковского «Я поэт, этим и интересен» оказалось подкорректировано до более понятного «Я проект, этим и интересен».
В то же время программный директор «Победы» по событийному кино Анна Огородникова, ставшая инициатором этой дискуссии, отметила, что напротив – Маяковский здесь представлен как акционист, современный художник, «поэт ситуации». Молодые новосибирские поэты Сергей Васильев и Валерия Яковлева также поддержали авторскую подачу материала, предположив, что режиссеру удалось снять едва ли не идеальное кино, для того, чтобы заинтересовать Маяковским современного зрителя. Но самое главное, что с этим согласились пришедшие на фильм школьники, выразив единодушное восхищение фильмом. Филолог Андрей Каяткин выразил надежду, что фигура Маяковского, в последние годы словно бы вышедшая из поля активного интереса и массой аудитории, и филологов, после фильма Александр Шейна, как и после книги Дмитрия Быкова, вернется на подобающее место, поскольку бесспорно этого заслуживает. А мы также надеемся, что такой формат «междисциплинарных» дискуссий о кино, стартовавший в «Победе», будет время от времени использоваться и впредь.