Этот фестиваль за пять лет стал музыкальной летней традицией для Новосибирска и государственной филармонии.
В этом году он отличается от предшествующих еще и тем, что его концерты пройдут не только в Камерном зале филармонии, но и в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца. Три дня поклонников настоящей музыки будет радовать «триптих»: «Белые звезды», «Белое и черное» и «Белые премьеры».
«Белые звезды»
8 августа. Начало в 19.00
Филармонический камерный оркестр; Александр Князев, фортепиано (Москва); дирижер Алим Шахмаметьев.
И. -С. Бах. Гольдберг-вариации, BWV 988, переложение для струнного оркестра (фрагменты); В. -А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 13 До-мажор, K. 415; Л. Бетховен. Квартет № 11, соч. 95, оркестровка Г. Малера; В. -А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 14 Ми бемоль-мажор, K. 449.
Звезды бывают разные. Есть в астрономии класс звезд — «белые карлики», — это не о нашей программе. Глядя на Александра Князева, следовало бы ввести диаметрально противоположный термин: «Белый гигант». Тут не нужно скромничать, да и скрывать свою радость также не следует. Александр Князев снова в нашем городе! Всемирно известный виолончелист перед новосибирской публикой выступал десятки раз. Музыкант немало удивил всех, когда вдруг предстал перед нами в качестве органиста со сложнейшей программой («Искусством фуги» Баха!). Теперь, на «Белом фестивале», Александр выступит как пианист с концертами Моцарта. Мы уже ничему не удивляемся, знаем — на сцене многогранный мастер, способный не только восхищать, но изумлять и озадачивать.
Филармонический камерный оркестр представит еще два замечательных произведения: фрагменты баховских «Гольдберг-вариаций» в переложении для струнных и Одиннадцатый квартет Бетховена в оркестровке Малера.
«Белое и черное»
9 августа. Начало в 19.00.
Филармонический камерный оркестр; лауреат всероссийских и международных конкурсов Вероника Токарева, меццо-сопрано (Санкт- Петербург — Москва); лауреат международных конкурсов Сергей Майданов, баритон (Кисловодск); Юлия Рубина, соло скрипки; Елена Кирдяева, соло виолончели. Дирижер — Алим Шахмаметьев.
В. -А. Моцарт, И. -С. Бах, Ж. Бизе, Бизе — Щедрин, М. Глинка, П. Чайковский, А. Рубинштейн, С. Рахманинов. Увертюры, арии, фрагменты из опер, страстей, сюит, романсы.
Если первый концерт «Белого фестиваля» блистал инструментальными красками, то второй вечер делает акцент на пении. В этой программе мужской и женский вокал, словно инь и янь, будут дополнять и уравновешивать друг друга. С этой целью дирижер Алим Шахмаметьев пригласил к участию в фестивале солистку Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Веронику Токареву и солиста Северо-Кавказской государственной филармонии Сергея Майданова. Наряду с популярной классикой (ариями и увертюрами из опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан») мы услышим фрагменты менее известных партитур Моцарта: «Идоменей», «Милосердие Тита», а также освежим в памяти замечательные мелодии романсов, принадлежащих перу русских композиторов. Программа «Белое и черное» адресована в первую очередь любителям вокального искусства.
«Белые премьеры»
10 августа. Начало в 18.00
Филармонический камерный оркестр; Ань Чжисюань, модель (Китай), Евгений Новиков, саксофон (Франция). Дирижер — Алим Шахмаметьев.
Канчели. «Ночные молитвы» (премьера версии для саксофона и струнного оркестра)
Не знаем, кого больше привлечет заключительный вечер «Белого фестиваля» — знатоков и поклонников моды или тонких ценителей музыкального искусства. Мы рады и тем, и другим. Уникальный проект камерного оркестра выходит за рамки традиционных филармонических программ — этот вечер предлагает нам две абсолютно различные акции, контрастно оттеняющие и гармонично дополняющие друг друга.
Часть первая
«В поисках красоты. Листья — живописные полотна». Демонстрация моделей одежды в новом китайском стиле дизайнера Е Шуфан при участии известной китайской модели Ань Чжисюань, а также новосибирских студентов и артистов Филармонического камерного оркестра.
«В жару веера подобны облакам, а разноцветные юбки красавиц словно бабочки на траве». Горы и воды, цветы и птицы, луна в ночном небе и зеленый тростник — идеи этой коллекции дизайнер почерпнула в сюжетах традиционной китайской живописи, тонко пользуясь стилизованным монохромным принтом, особенностями национальной вышивки, оригинально соединяя их с современными модными тенденциями.
Часть вторая
Гия Канчели. «Ночные молитвы». Действительно, другой мир — ничего внешнего. Композитор обладает своей неповторимой, пронзительной интонацией. Он никогда не выступает как хроникер, документалист. Создавая музыку, композитор скорее напоминает просветленного мудреца, поднимающегося над событием, осмысляющим его с общечеловеческих позиций. Философская глубина и невероятная убедительность его музыкальных высказываний покоряют абсолютно.
«Ночные молитвы» (редкий случай в творчестве Гии Канчели) существуют в трех различных версиях: первая из них для струнного квартета, и еще есть два оркестровых варианта — с солирующим саксофоном и солирующим кларнетом. Новосибирская премьера «Ночных молитв» с солирующим саксофоном прозвучит в исполнении Евгения Новикова, нашего земляка, обучавшегося в НСМШ (класс Андрея Турыгина), а затем окончившего амстердамскую и парижскую консерватории. Сегодня Евгений является одним из ведущих европейских саксофонистов молодого поколения.