Режиссер Денис Казанцев представляет новую короткометражку «Камень»

0
5304

Новый творческий сезон в Новосибирске начинается с кинопремьер. 8 сентября в 22:00 на летней веранде «Красного факела» состоится премьерный показ фильма «Камень». Короткометражную ленту выпустило объединение «АпарТТеатр», знакомое зрителям по фильмам «Андреи» и «Мальчик Христов». Режиссером и автором сценария «Камня» выступил Денис Казанцев, театральный актер и энтузиаст от кино, однажды решивший, что кинематографическую мечту можно исполнить и вдали от столиц и больших бюджетов. В съемках картины приняли участие артисты «Красного факела» и НГДТ п/р Сергея Афанасьева, которые вместе с режиссером и представят фильм в режиме закрытого показа.

Несмотря на то, что на новосибирскую аудиторию третий короткий метр от команды «АпарТТеатра» выходит впервые, фестивальная история «Камня» уже началась. Фильм, философски осмысляющий последние дни жизни неизлечимо больной матери двоих детей (в главной роли бессменная муза режиссера — Александра Казанцева), стал «Лучшим социальным игровым фильмом» Международного кинофестиваля «ZILANT» (Казань) и получил три премии Международного кинофестиваля «Petrhof Film Festival» (Санкт-Петербург) за лучшую женскую роль, лучший дебют и лучший киносценарий.  О том, как снять игровой короткий метр и прокачать профессиональные скилы в городе, где неразвита киноиндустрия «Новой Сибири» рассказывает режиссер картины Денис Казанцев:

— По названиям ваших предыдущих фильмов можно было догадаться, о чем или о ком в них пойдет речь, но «Камень» … О чем эта история?

—  Идея фильма действительно началась с самого обыкновенного камня. За год до съемок я ехал по городу и увидел на дороге булыжник. Подумал: «Вот было бы хорошо написать про него историю. Как он лежит себе и лежит, большой и холодный, а внутри него может на самом-то деле все, что угодно скрываться». Потом решил, что это бред, и забыл. А когда сел писать очередную историю, вдруг обнаружил, что в кульминационном диалоге этот камень у меня сам «всплыл». Именно с ним я сравнил человеческую силу и волю: в этой жизни важно быть сильным и крепким, как камень. И чем ты тверже, тем меньше у жизни шансов превратить тебя в пыль. Как видите, тема простая. Я не пытаюсь изобрести велосипед. Просто стараюсь через свои метафоры и знаки осмыслять мир, который нас окружает, мучает и толкает на те или иные поступки.

— Идейно ваши фильмы выстраиваются в трилогию или они связаны между собой только командой?

—  Мы недавно говорили об этом с сыном. Всеволод снимался во всех моих фильмах и уверен, что эти истории можно связать в один большой сюжет. Он даже продумал, в каком порядке их нужно для этого смотреть, но это скорее его внутреннее представление. Я ничего специально для продления истории не делал. Пересечение возникло от того, что я в своих фильмах говорю только о трех волнующих меня темах: семья, вера и борьба с самим собой, своими комплексами и недостатками – гордыней, тщеславием, самоуверенностью. Все это я закладываю в свои фильмы, и, возможно, для кого-то сюжеты тематически складываются в одну линию. Ничего удивительного в этом нет. Многие режиссеры снимают фильмы про себя и свои размышления, и кажется, будто они создают одну большую историю, но чаще всего это происходит неосознанно, на подсознательном уровне.

— Свои сценарии вы пишете на конкретных артистов?

Да, работая над сценарием, я всегда представляю конкретного артиста, который может сыграть в моем фильме ту или иную роль. И за мою небольшую – в четыре фильма – практику ни один из тех, с кем я мечтал поработать, не отказался. В таком подходе есть свои преимущества. Я знаю визуальные возможности и особенности артистического аппарата тех, кого приглашаю, поэтому на площадке мне с ними легко работать.

— По поводу первого фильма вы отшучивались, что снимались одни родственники, поэтому удалось сэкономить на гонорарах. Как сейчас обстоят дела с финансовым вопросом?

— Пока ситуация складывается так: если у меня есть деньги, я честно говорю артистам, что готов заплатить за работу такую-то сумму, если денег нет, то я предлагаю принять участие в проекте бесплатно. В «Камне» у нас появился продюсер, бюджет и возможность заплатить гонорары. Но все равно я снимал свою семью. Куда от нее денешься, если семья талантливая? Игнорировать этот факт невозможно.

— Бюджет вашего дебютного фильма «Андреи» составил тридцать тысяч рублей. Насколько выросли затраты на картину с появлением продюсера?

— Если взять примерные цифры, то «Камень» обошелся нам в пол миллиона рублей. Это средний бюджет российского короткометражного фильма, в съемках которого не принимают участия звезды российского кино. По крайней мере, нам этой суммы вполне хватило для реализации замысла. Благодаря вложенным в фильм средствам мы смогли улучшить свою техническую базу. У нас появился хороший свет, звук, «картинка», а главное, мы смогли, как я и планировал изначально, поехать в Хакассию и на 98 процентов снять фильм там.

— Почему Хакассия?

У многих участников нашей съемочной группы тоже был такой вопрос на подготовительном этапе. Но когда мы приехали на место съемок и начали работать, все поняли, зачем мне нужно было снимать именно в Хакассии. Мне необходима была натура определенного географического свойства – широкий большой простор природы и грязное, замученное рабочее село. Видимая граница между естественной природной красотой и уничтожающей ее человеческой деятельностью. Кроме того, сюжетная линия развивается вокруг рабочего поселка и женщины, которая живет там одна с двумя детьми, и сталкивается со смертельной болезнью.

— Сколько времени у вас ушло на создание и выпуск фильма?

— С момента возникновения идеи до окончания съемок прошел год. Сам съемочный процесс уложился в месяц (две недели рабочей командировки в Хакассию и две недели досъемок в Новосибирске) плюс полгода понадобилось на постпродакшн.

— Вашей личной кинематографической истории пять лет и четыре фильма. Кем вы себя считаете – новичком или профессионалом?

— Могу считать себя полупрофессионалом в полутяжелом весе. За эти пять лет я, во-первых, прошел курс повышения квалификации во ВГИКе и получил соответствующее удостоверение. Мой курс назывался «От написания сценария до съемок фильма». Мы изучали технологию написания сценариев по разным школам, методам и версиям и способы переведения на съемочной площадке букв в картинку. Во-вторых, я прочитал очень много профильной литературы – от биографий до теоретических изысканий. В-третьих, хорошей школой стало участие в кинофестивалях, форумах, семинарах и питчингах, общение с коллегами – такими же начинающими, как я, и профессионалами. В-четвертых, контроль за своим продвижением и самооценкой. Мы развиваемся. Я говорю «мы», потому что не мыслю себя без сложившейся команды. «АпарТТеатр» — это бригада единомышленников, с которой мы идем рука об руку от фильма к фильму.

— Вы довольны результатом этого развития и тем, как складывается судьба ваших картин?

Самая скромная фестивальная история у фильма «Андреи». Он побывал всего на двух кинофорумах, но это связно прежде всего с тем, что мы только начинали и еще не понимали, как действовать в таких случаях. Конечно, есть куча агентств, которые за ваши деньги предоставят вам необходимую информацию, но нам интереснее было разобраться во всем самим и не делать лишних трат. Фестивальная судьба второго фильма – «Мальчик Христов» – показывает, что мы пошли в верном направлении. Лента объехала десять фестивалей, шесть из них покинула с премиями и еще продолжает свое путешествие. Впереди, например, Международный кинофестиваль в Канаде. Десять, может быть, не самая большая цифра, но зато все форумы были крепкими, с хорошей программой и серьезной конкуренцией. Начал свою карьеру и «Камень». В багаже этого фильма три фестиваля, четыре награды и несколько приглашений. Из ближайшего – в сентябре поедем на «Серебряную Ставриду».

— Ваш пример показывает, что, даже работая в некинематографическом Новосибирске, можно заявить о себе в профессиональном кругу. А как быть с прокатом?

— Схема работы с фестивалями понятна: фильм выпускается, демонстрируется в режиме закрытого показа и год-два путешествует по фестивалям. А дальше встает вопрос, который я пока для себя решить не могу: выкладывать ленту в общий доступ иди находить платформу с платным контентом? Многие коллеги советуют ориентироваться на платные платформы, но я не сильно горю желанием ограничивать доступ к нашим фильмам. В конце концов, не ради денег мы это делали.

— Это вопрос риторический, как и «можно ли снимать в Новосибирске игровое кино?», который поднимался в августе на Первом новосибирском кинофоруме. Вы принимали в нем участие с фильмом «Мальчик Христов». Какие впечатления?

Организаторы этого мероприятия, молодцы. Для тех, кто снимает в Новосибирске кино, кинофорум – это хорошая площадка для знакомства. Это возможность увидеть творчество коллег и наладить контакты. Чтобы в городе появился кинематограф, нужно создать предложение. А чтобы здесь развился институт продюсирования, должно появиться кино и люди, готовые его снимать и в нем сниматься. Такие люди уже есть. Их немного, но кворум имеется. В Новосибирске уже есть кино, в том числе и хорошее. Значит, впереди появление людей, которые хотят вложить в это душу и деньги.

 

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото из архива Дениса КАЗАНЦЕВА

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.