Александр Морозов: Хорошо бы уточнить порядок в правилах игры

0
886

На первом заседании строительный комитет познакомился с перспективами бюджета на 2021 год и узнал, почему подорожал вывоз мусора.

Депутаты, бюджет, эффективность госпрограмм и тарифы

Первого в нынешнем созыве заседания комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам так ждали, что поприветствовать участников пришел сам спикер заксобрания Андрей Шимкив. Он считает комитет настолько важным и действенным, что сам поучаствовал в обсуждении многих вопросов.

Такого, что могло привлечь к заинтересованному участию любого активного политика, в повестке много: депутаты начали обсуждать проект бюджета на 2021 год, заслушали отчеты КСП о расселении аварийного жилья и выполнении программы «Чистая вода». И, конечно, вникли в тему тарифов на коммунальные услуги, хедлайнером среди которых в последние недели выступают тарифы на услуги мусорного оператора.

Что вырастет в бюджете, кроме дефицита

Новость о том, что в 2021 году правительство допустит рост дефицита бюджета, депутаты восприняли как данность. Он станет почти в два раза больше, чем в 2020-м (9,2 млрд рублей против 5,59). К этому ведет нынешняя финансовая картина региона: в закон закладывались 176,15 млрд рублей доходов и 181,74 млрд расходов, но доходы увеличились на 22,7 млрд рублей, из которых федеральные трансферты составили лишь 20,3 (оставшиеся 2,6 млрд добавили из своих статей).

Ключевыми строками в докладе министра финансов и налоговой политики региона Виталия Голубенко о проекте на 2021-й стали такие задачи, как восстановление уровня собственных доходов, оптимизация текущих затрат на содержание государственных учреждений на три процента, сохранение финансовой устойчивости местных бюджетов, а также выполнение президентских указов и денежных соглашений по условиям софинансирования федеральных программ. «Чтобы ни рубля не потерять дополнительной финансовой поддержки центра, — пояснил этот приоритет министр.

ПО СОЦИАЛЬНЫМ расходам также предполагается сохранение и даже индексация социальной поддержки населения на четыре процента. Приоритет соцподдержки — семьи с детьми и старшее поколение.

«Понимая, что бюджет балансируется достаточно сложно, мы в собственные доходы включили такие источники, которые я бы назвал достаточно высокорискованными с точки возможностей их сбора. Но иначе бюджетная логика не встраивалась».

Резюме: бюджет будет более напряженным. Доходы ожидаются на уровне 171,49 млрд, расходы — 180,67 млрд.

О том, что все стало жестче, многие уже знают. Председатель комитета Александр Морозов дает слово приглашенному. Это представитель Совета Ассоциации муниципальных образований Новосибирской области и глава Ордынского района Олег Орел. Он жалуется на сложности с дополнительным финансированием подготовки к зиме.

У районов — долги перед поставщиками ресурсов. Уже вводятся ограничения на поставки электроэнергии, поступают предупреждения об ограничениях по газу, есть судебные решения. «Второе полугодие по пандемии проходит достаточно тяжело», — комментирует очевидное Виталий Голубенко и ориентирует либо на декабрь, либо на первые лимиты в январе.

Предложения по корректировкам — на программу «Чистая вода», на начало работ по строительству школы № 54 в Новосибирске, на продолжение финансирования объектов в высокой степени готовности, на строительство служебного жилья и жилья для молодых специалистов, на проектно-сметную документацию по перспективным объектам для сельских районов.

Первый заместитель председателя заксобрания Андрей Панферов уточняет еще и насчет наказов избирателей. Даже за «напряженный» бюджет депутаты намерены побороться.

Что нашла и чего не нашла КСП

Аудитор Контрольно-счетной палаты Валерий Алехин выступил с информацией о двух важных проверках: по расселению ветхого и аварийного жилья и по «Чистой воде».

Расселение КСП по заданию комитета проверяла за 2019 и первые пять месяцев 2020 года в двух направлениях — по региональной адресной программе на 2019—2025 годы и подпрограмме «Безопасность ЖКХ». На первую деньги выделяет федеральный фонд реформирования ЖКХ, а область добавляет свои, на вторую основное финансирование идет из областного бюджета с учетом муниципального софинансирования.

Основная проблема в том, что муниципалитеты предоставляют переселенцам низкокачественное жилье. Напомнили, в частности, как в Барабинске люди вообще переехали в дом, который комиссия вынуждена была признать аварийным, и их пришлось расселять повторно. Потери составили 25 млн рублей.

Переселенцы жалуются: новое жилье ужасное. В Мошковском районе 24-квартирный дом, сданный лишь в 2014 году и обошедшийся в 34 млн рублей, признали введенным в эксплуатацию незаконно. У него не было пароизоляции на крыше, деформировались и отшелушились стены, а в подвале стоит вода. Летом 2020-го недостатки устранили, но КСП считает, что жалобы и дальше будут поступать: причины-то не были выявлены, просто замазали проблемы косметикой.

Говоря про Новосибирск, аудитор вспомнил истории с «Новомарусино» и «Рихардом» — жилыми комплексами, у которых мэрия купила для переселенцев много квартир еще в 2016 году, но до сих пор ничего не получила, а застройщики обанкротились.

Поскольку в «Новомарусино» квартиры покупались при федеральном софинансировании, мэрии теперь приходится еще и возвращать субсидию. Масштаб проблемы — 125 млн, из них 88 млн город заплатил в 2020-м, 37 надо будет платить в 2021 году.

Картина была настолько красноречивой, что главными вопросами у депутатов было, кто за все это ответит и какие механизмы есть для того, чтобы исключить такие ситуации впредь.

Живым оказалось и обсуждение «Чистой воды». Всего, отмечает аудитор, по программе «Безопасность ЖКХ» для решения вопроса с обеспечением питьевой водой в 2019 году субсидии были выделены на 68 объектов стоимостью 632 млн рублей. Фактически было построено 17 скважин, в том числе четыре с модульными установками подготовки воды, 27 модульных установок и станций водоподготовки, плюс насосная станция в Колывани.

Самая проблемная точка — Сузун. По оценке Валерия Алехина, местный объект программы может стать своеобразным аналогом насосно-фильтровальной станции в Куйбышеве. Это хрестоматийный пример: из-за него было возбуждено не одно уголовное дело.

Канализационные очистные сооружения в Сузуне тоже строят слишком долго — с 2013 года. Сметная стоимость увеличилась со 123 до 154 миллионов рублей. 92,5 млн рублей — реальные затраты, 86 процентов которых вложено в оборудование. Теперь оно, несмонтированное, лежит на открытой площадке без  соблюдения требований завода-изготовителя, напоминает аудитор. Гарантия отсутствует, так как оборудование приобреталось у посредников. «Контрольно-счетная палата считает, что существует риск, что при монтаже часть его окажется неработоспособной. Это приведет к дополнительным бюджетным расходам», — отметил Валерий Алехин.

Замминистра ЖКХ и энергетики региона Владимир Нормайкин, присутствовавший в зале, поспешил ответить, что сегодня оборудование уже не на улице: «НФС города Куйбышева, я вас уверяю, господа депутаты, не повторится. Министерство держит все под контролем, деньги на окончание на 2021 год запланированы в полном объеме».

Почему и кто поднимает тарифы

Руководитель регионального департамента по тарифам Гарей Асмодьяров довольно лаконично описал ситуацию с тарифами: Новосибирская область держит их ниже, чем в соседних регионах. Сильно низким получился в 2020 году и предельный тариф на услуги регоператора по обращению с ТКО. «Снижение произошло в связи с уменьшением расходов на транспортирование отходов по результатам торгов. Это повлекло снижение тарифа. Теперь по предписанию ФАС стоимость транспортирования увеличена на 39 процентов с 1 ноября».

Итогом обсуждения работы ведомства Гарея Асмодьярова стало внесенное в решение комитета выражение благодарности за то, что он отстаивает позицию жителей в спорах с монополистами.

Депутат Вадим Агеенко надеется, что через суд удастся вернуть и тариф на мусор. «Даже я, не такой большой специалист, вижу, какие суммы ФАС включил просто необоснованно. По всем остальным тарифам видно, что превышения у нас не допускаются, кроме тех случаев, когда вклинивается федеральная структура — ФАС России», — отметил он.

Но в зале — генеральный директор компании «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова. Она докладывает: собираемость взносов на вывоз ТКО в регионе растет, за 2019 год собрали почти 84 процента от начислений. Новосибирск платит хорошо, а вот среди районов есть саботажники. Есть такие, где получить удается чуть более 30 процентов.

«Сегодняшнее возвращение части средств, которые включены в тариф по предписанию, — это просто выравнивание того, что произошло в декабре прошлого года. Хотела бы напомнить, что средневзвешенный тариф прошлого года составлял 90,52 копейки. Средневзвешенный тариф этого года, с учетом двухмесячного повышения, составлял 63 рубля. Следовательно, снижение произошло, и оно ощутимо. Если считать без учета доначисления, тариф составляет 73 рубля, что является одним из самых низких тарифов в России», — говорит Лариса Анисимова.

Среди проблем, кроме собираемости, — низкий уровень оснащения сельских территорий контейнерами и площадками для них. Регоператор считает, что затраты на их установку придется включать в тариф. Идея в том, чтобы сельские жители получали точно такой же уровень сервиса, как и горожане. Но это перспектива не одного года. И не двух.

Вадим Агеенко сообщает депутатам: с 1 ноября перевозчики мусора, контролирующие порядка 63 процентов объемов (ООО «Айсберг» и ИП Волкова, связанные с холдингом «МКС». — Прим. ред.), по своей инициативе расторгли договор с регоператором. «Вопрос: по какой причине они расторгли и по какой причине вы их так легко отпустили. Я видел эти соглашения по обоюдному согласию. Подписали, и претензий нету», — задает он вопрос.

«По условиям контракта есть обязанности стороны до выборов новой организации на конкурсе или до того момента, пока региональный оператор не приступит к вывозу самостоятельно, подрядчики продолжают обслуживать, но уже не по контракту. Причина расторжения — финансовое состояние компании. Наши долги перед ними. Мы должны нашим перевозчикам. Общая задолженность перед перевозчиками на сегодняшний день составляет 293 млн с учетом сентября», — отвечает генеральный директор.

«Вся реформа исполняется за счет средств местных перевозчиков. Задолженность перед ними растет, по оценкам, она составляет порядка 130 млн рублей. Многие из них уже не могут оказывать услуги. И, с другой стороны, у нас люди зачастую не понимают, за что они должны платить регоператору», — снова транслирует мнение Совета Ассоциации муниципальных образований региона Олег Орел.

Об этом же были и вопросы депутатов: почему регоператор неаккуратно рассчитывается с подрядчиками, и зачем люди будут платить, если для большинства из них разница между тем, что было до мусорной реформы, и нынешним сервисом незаметна?

В духе этих риторических вопросов и комментарий Александра Морозова к итогам заседания. «Несколько сегодняшних вопросов объединены темой «Хорошо бы уточнить порядок в правилах игры», — сказал он.

Но время ответов, видимо, еще впереди. Это же только первое заседание созыва было.

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.