Большие секреты от маленьких компаний: О сути новосибирского мусорного конфликта

0
586

Кто-то скажет, что в столкновениях вокруг «Экологии-Новосибирск» — детские замерялки, кто-то — что это борьба добра со злом.

То, что происходит в последнее время вокруг банкротящейся компании, с 2019 по 2023 год пытавшейся выполнять функции регионального оператора ТКО, со стороны выглядит как детские замерялки. Такое впечатление остается, если смотришь картину со стороны. Конкурсный управляющий обвиняет в выводе средств и преднамеренном банкротстве собственников «Экологии-Новосибирск» и добивается ареста их счетов (а среди них есть крупные деятели российского бизнеса). Те, в свою очередь, искренне рады аресту счетов конкурсного управляющего и уверяют публику, что — наоборот — виновник банкротства регоператора именно он.

Заголовки типа «обменялись любезностями» по новостям уже прошли. Попробуем заглянуть глубже.

Рисунок Сергея Мосиенко.

Подземный артефакт

Недавно конкурсный управляющий «Экологии-Новосибирск» Владислав Баряев сообщил об одной печальной победе. Это была победа одного индивидуального предпринимателя из Башкирии в торгах. Он купил за 2,13 млн рублей — за 10 процентов стартовой цены — более 21 километра мощных алюминиевых кабелей, проложенных к месту, где предполагалось строить современный мусорный полигон с сортировкой.

Что победитель будет делать с зарытым в землю активом — непонятно. Но очевидно, что для Новосибирской области эта вещь имеет большую ценность, потому что она дорога как память о временах, когда сотрудничество с группой компаний «ВИС» выглядело перспективным.

Сама «Экология-Новосибирск» затратила на строительство линии, ведущей от электроподстанции «Восточная» до границы земельного участка объекта «Мусоросортировочный комплекс Раздольное» в Новосибирском районе, 94,36 млн рублей. Компания обязалась инвестировать в два таких полигона 6,5 млрд рублей, а затем эксплуатировать их 40 лет. Концессионное соглашение об этом региональное министерство ЖКХ и энергетики подписало в 2016 году, однако вплоть до мая 2022 года, когда Андрей Травников заявил о его расторжении, ничего, кроме этой линии электропередач, концессионер построить по разным причинам не смог. Спустя менее года компания лишилась статуса регионального оператора по обращению с мусором и на ней была введена процедура банкротства. К нынешнему моменту для строительства выделили другой земельный участок, а под концессию подписалось новосибирское МУП «Спецавтохозяйство».

Тем временем «Экология-Новосибирск» реализовывала вторую свою ипостась — распределяла между операторами рынка оборота ТКО средства, собранные с населения. Шел 2019 год, сборы были плохие, перед транспортировщиками мусора долги начали накапливаться сразу, а к осени 2019-го они уже стали критическими. Через год с небольшим связанный с мусором бизнес начал тупо банкротиться или в лучшем случае вязнуть в долгах.

Но рост долгов регоператора перед рынком не закончился — сегодня он составляет 874,198 млн рублей, и считается, что это еще не все кредиторы включены.

В 2019 году поддержать топ-менеджера «ВИС» Кирилла Гапеева и гендиректора «Экологии-Новосибирск» Ларису Анисимову (справа) приезжал генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев (слева). Фото newsib.net.

874 миллиона в аресте

В марте 2024-го новосибирский арбитраж по ходатайству одного из транспортировщиков мусора, которому бывший регоператор должен с 2019 года, арестовал счета и имущество пяти юридических лиц, среди которых ООО «ПФ ВИС» и АО «Группа «ВИС», а также десятка физических. В том числе, например, Татьяна Бобырева, Игорь Фраинт, Кирилл Гапеев, Андрей Чемодуров, Игорь Снегуров и Дмитрий Доев. Последних двух называют ключевыми бенефициарами группы. Игорь Снегуров — член совета директоров, владеет долями во многих компаниях, является генеральным директором одной из них — ООО «ВИС Групп 1». Дмитрий Доев до января 2024 года являлся генеральным директором группы компаний, а теперь занимается стратегическим развитием бизнеса в совете директоров. Но еще он соучредитель ООО «Тридцать седьмая концессионная компания» и ООО «Управление золотыми активами».

Инициатор обеспечительных мер — бердская компания «Экосервис». Ей «Экология-Новосибирск» начала не полностью оплачивать услуги еще в самом начале выполнения обязанностей регоператора, в итоге накопилось 55 млн рублей.

«Мы просто хотим получить деньги за свою работу, а больше нам комментировать нечего, — пояснила «Новой Сибири» директор компании Жанна Теличко, гораздо менее значимая для российского бизнеса фигура. — У наших действий нет никаких скрытых смыслов, я не знаю этих людей, даже фамилии их не помню. Мы оказывали услуги, у нас подписаны акты, мы выиграли суд, и эта обеспечительная мера — только лишь дополнительная гарантия того, что нам удастся защитить свои права».

Руководитель департамента ГК «ВИС» по корпоративным коммуникациям Сергей Козловский заверяет, что на работе группы арест никак не скажется: «У нас дивизиональная структура холдинга, каждый дивизион — по сути автономное направление деятельности, каждая компания — самостоятельное юридическое лицо».

Это несколько вступало в противоречия с заявлениями представителей Снегурова и Доева в суде. Первый заявил, что из-за ареста ГК «ВИС» не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках, что несет непосредственный ущерб хозяйственной деятельности. Второй говорил об угрозе финансового положения самого топ-менеджера, лиц, находящихся на его попечении, а также будущих долгах перед контрагентами и налоговыми органами.

Игорь Снегуров. Фото vis-group.ru.

Ответные выстрелы в воздух

Но это были еще не все аресты счетов и имущества, о которых пришлось узнать новосибирцам. Следом выяснилось, что арестованы и счета МУП «САХ», подхватившего у «Экологии-Новосибирск» функции регионального оператора по обращению с ТКО и выигравшего конкурс на конфессию по мусорным комплексам.

Формально МУП «САХ» ничего плохого группе «ВИС» не делало, просто подставило плечо под рынок, когда она его потеряла. Но арест выглядел именно как месть российского инфраструктурного холдинга предприятию, которое до недавнего времени могло похвастать только двумя постоянно находящимися на грани закрытия мусорными полигонами. Об этом говорило то, что такой обеспечительной меры потребовал подконтрольный группе «ВИС» транспортировщик мусора — компания «Экотранс-Н».

История, вообще-то, была о том, что МУП «САХ» подал к нему иск о штрафе в 16,7 млн рублей, но ответчик выступил со встречным требованием в 37,1 млн. Тянется спор с прошлого лета, а 5 апреля «Экотранс-Н» потребовал обеспечения своих требований, сославшись на то, что в отношении директора предприятия Андрея Зыкова расследуется уголовное дело, и поэтому «существует реальная угроза неисполнения судебного акта в будущем». Сейчас МУП «САХ» арест счетов оспорил, иначе кто бы рассчитывался за вывоз мусора во всей Новосибирской области?

Примерно в эти же дни арестовали и счета Владислава Баряева. С ним вообще вышла странная история. Введен арест по ходатайству индивидуального предпринимателя, которому подопечные конкурсному управляющему предприятия-банкроты должны в лучшем случае несколько десятков тысяч рублей. Объем его ареста — 248,149 млн рублей, совпадает с суммой крупного текущего платежа, которую тот недавно заплатил подконтрольной «ВИС» компании.

Но самое интересное, что именно группа «ВИС» посвятила этому явному недоразумению большое официальное сообщение. Вот что в нем было написано:

«Участники судебных разбирательств, связанных с банкротством «Экологии-Новосибирск», все больше приходят к выводам, что именно неэффективные, а в ряде случаев ошибочные действия конкурсного управляющего привели к банкротству, а не финансовому оздоровлению компании. Лишение «Экологии-Новосибирск» статуса регионального оператора по обращению с ТКО в Новосибирской области лишило ее и самой возможности зарабатывания средств, а, следовательно, и возможности рассчитываться с кредиторами. Именно бездействие Владислава Баряева по получению банковской гарантии стало формальным поводом для лишения статуса».

Арест счетов Андрея Зыкова выглядел именно как месть российского инфраструктурного холдинга руководителю муниципального предприятия. Фото Управления судебного департамента в Новосибирской области.

«Организован поток вывода денежных средств»

О том, как «Экология-Новосибирск» теряла в январе 2023 года статус регоператора, многие еще помнят. Группа «ВИС» тогда действительно заявляла, что готова предоставить своей новосибирской дочке банковскую гарантию. Теперь «ВИС» утверждает, что конкурсный управляющий скрыл эту информацию от кредиторов.

Скрыл или просто решил не ввязываться в долгосрочный контракт с компанией, о платежеспособности которой ему ничего не говорило? Если вчитаться в документ, который Владислав Баряев опубликовал на Федреестре сведений о банкротствах параллельно описанным событиям, то основания так думать у него были.

Документ — обращение к генеральному прокурору РФ Игорю Краснову с соответствующими копиями в ФСБ РФ, СКР, МВД РФ, Законодательное собрание Новосибирской области и губернатору Андрею Травникову. Его суть — в этой цитате:

«Я полагаю, что ООО «Экологии-Новосибирск» изначально была определена роль неплатежеспособного общества, на котором останутся неисполненные денежные обязательства, в то время как финансовый результат будет формироваться на иных юридических лицах с целью избежать обращения принудительного взыскания на имущество (активы) по требованиям независимых кредиторов».

Каковы аргументы? Конкурсный управляющий подробно расписывает, как накануне 2020 года «Экология-Новосибирск» составила условия аукционов, направленных на исключение конкуренции ради родственной компании — той самой «Экотранс-Н». В итоге, пишет Владислав Баряев, с февраля 2020 по апрель 2023 года компания приняла на банковские счета 8,865 млрд рублей, при этом субподрядчики, делавшие основные объемы перевозки мусора, получали за свои услуги в среднем на 30 процентов меньше, что привело к целенаправленному созданию на стороне ООО «ЭкоТранс-Н» сверхприбыли.

«По моим предварительным данным, размер ущерба, причиненного ООО «Экология-Новосибирск» и его кредиторам, составляет 1 089 759 899 рублей», — говорится в заявлении.

При чтении не сразу и поймешь, что это: то ли раскрытие схем принудительного банкротства «Экологии-Новосибирск» и вывода ее средств на третьи фирмы, то ли жалоба на бездействие следственных органов и прокуратуры. Текст занимает 34 страницы, не считая приложений.

В заявлении есть абзацы о сделках, которые при наращивании задолженностей перед подрядчиками позволяли выводить из бизнеса «Экологии-Новосибирск» огромные средства. Часть информации уже известна по СМИ, часть публикуется впервые.

Владислав Баряев подчеркивает: по его жалобам и доследственным проверкам правоохранительных органов выносятся «незаконные и необоснованные постановления», все разумные сроки расследования нарушены.

Борьба навылет

В контексте этих заявлений понятно, какого результата не хотела получить группа «ВИС», когда осенью 2022 года всячески сопротивлялась назначению любого арбитражного управляющего, кроме своего. Тогда юристам удалось протащить в судебное решение такое объяснение причин неплатежеспособности: «Рост кредиторской задолженности произошел ввиду того, что установленные департаментом по тарифам Новосибирской области тарифы не обеспечивают финансовые потребности ООО «Экология-Новосибирск» на надлежащее исполнение своих обязательств. Утрата платежеспособности обусловлена естественными условиями рыночного хозяйствования». А проведенный временным управляющим «анализ активов и пассивов должника показал наличие возможности восстановления платежеспособности и возможность выхода на безубыточный уровень деятельности». Но сначала независимые кредиторы, а затем и суд назначили другого управляющего.

Теперь Владислав Баряев описывает, как «ВИС» идет к получению контроля над процедурой банкротства «Экологии-Новосибирск», собирая в большой подконтрольный пакет требования кредиторов. А «ВИС» выступает с заявлениями, что это именно конкурсный управляющий довел бывшего регоператора до распродажи активов.

Какая-то из этих двух позиций сработает раньше.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

На волокитное расследование новосибирских уголовных дел о миллиардном ущербе пожаловались генпрокурору

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.