В ряде регионов административные дела на производителей спиртного, экономящих на налогах, уже стали уголовными.
ПРЕЗИДЕНТ России в очередной раз пролонгировал ограничительные противопандемические меры в стране, обозначив вектор на их ослабление. Вместе с карантином продлятся и надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса, и сроки некоторых административных расследований по уже выявленным нарушениям. В этих отложенных папках есть материалы, собранные группой «Общественный контроль — Новосибирск» в ходе рейдов по пивным магазинам региона.
«Пандемические «надзорные каникулы» создали для теневого рынка алкоголя некий режим благоприятствования, — говорит координатор группы и депутат горсовета Иван Конобеев. — Среди продукции, оборот которой, с нашей точки зрения, требует внимания контролирующих органов, встречаются такие популярные в народе и недорогие марки, как «Русская банька», «Свежак», «Сибирь», «СССР», «Холостяк». У нас есть основания считать, что их производители не вносят акцизные платежи в региональный бюджет. И выявленные нами факты ждут проверки».
Новосибирская область следит за оборотом алкоголя не менее внимательно, чем сами потребители. Здесь расположены производства трех китов российского пивоварения — AB InBev Efes, Carlsberg Group и Heineken. В совокупности они обеспечивают более 30 процентов потребности всего СФО. Поступления же от акцизов на пиво — достояние регионального бюджета, а он в 2020 году получает по 22 рубля с каждого литра напитка. Зато каждый литр, проданный мимо кассы, — ущерб региональной казне.
Всего в отчетах и обращениях «Общественного контроля», подготовленных по материалам рейдов в феврале-марте, более 20 грубых нарушений. Волонтеры группы запрашивают у продавца документы на пиво в нижней ценовой категории, а в них — отсутствие сведений о производителе, поставщик без ИНН или ликвидированное несколько лет назад юрлицо.
По некоторым обращениям региональный Минпромторг уже возбудил административное расследование фактов нарушений правил учета алкогольной продукции (ст. 14.19 КоАП РФ, штраф до 200 тыс. рублей), но в связи с пандемическими каникулами проверки пока отложены.
ПРОДЛИЛО свое расследование на месяц и управление Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, сославшись на большой объем информации и действующий в регионе режим повышенной готовности по коронавирусу.
Группа «Общественный контроль» занимается мониторингом теневого рынка пива уже несколько лет и реальную картину представляет не хуже экспертов из госструктур. Они видят, что пока «большая тройка» и другие легальные пивовары наполняют региональный бюджет, «цветет» и серый рынок — из кранов многочисленных разливух льются напитки, сваренные на мелких предприятиях с окраины региона или из соседних областей. Точнее — это на кегах так написано, а как на самом деле — неизвестно.
Никто не знает уверенно, где все это сделано. Недавно «Новая Сибирь» рассказывала о пиве «Старый Загреб 4,5%», которое общественники нашли в одном из магазинов на Богданке. Знатоки из числа наших коллег возмутились: это известная, популярная и приличная марка от добропорядочного производителя. Но несложное расследование показало: сведения любителей марки неточны и устарели. Тот производитель, которого имеют в виду знатоки, декларировал пиво «Старый Загреб Жигулевское» в 2017 году, а нынешний аналог, задекларированный в 2019-м, носит имя покороче и производится неким ООО «Сибмос». Это компания с новосибирским ИНН, работающая в Камне-на-Оби и основным видом деятельности в ЕГРЮЛ указывающая не пивоварение, а производство растительных и животных масел и жиров. Директором и соучредителем предприятия является человек, соучредивший также ООО «Пивоварня Кайзер», которое работает тоже в Камне, хотя и имеет томский ИНН. В магазин же нынешний «Загреб» попал через юрлицо без ИНН и без упоминания производителя вообще.
Новосибирские журналисты, разбираясь с материалами группы Ивана Конобеева, нашли и другие такие непростые цепочки. Например, следы пива «Русская банька», поставленного в новосибирские магазины по 42 рубля за литр по документам компании, ликвидированной полтора года назад, на самом деле, согласно публичной базе Федерального реестра алкогольной продукции, произведено АО «Русские традиции». По адресу регистрации этой компании в завидном особнячке на Ядринцевской, 23 ее помнят под именем «Сибирские традиции», но не могут объяснить, съехала она до пандемии или ушла на карантин. На этикетках кег указано, что льют «Русскую баньку» в Краснозерке, по адресу известного некогда ЗАО «Краснозерский пивкомбинат облпотребсоюза». Но эта компания давно уже переименована в ЗАО «ПАРК», переехала в Алтайский край и ликвидировалась.
Фактически каждая марка с ценой в опте от 40 до 50 рублей сегодня сулит пытливому исследователю точно такие же извилистые поиски. Практика показывает: государственные органы, занимающиеся административными расследованиями, к таким приключениям не готовы. Они, как правило, ограничиваются наказанием крайних — то есть розничных продавцов. Штрафы в КоАП прописаны, процедуры понятны, опыт уже есть.
Но существует в России и иная практика — уголовная, по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). В январе 2019 года по этой статье возбудили дело в отношении руководителей самарского ООО «Городцовское пиво» — следствие считает, что компания в 2017—2018 годах уклонилась от уплаты акцизов на общую сумму более 62 млн рублей «путем внесения в налоговые декларации ложных сведений об объемах произведенного и реализованного подакцизного товара». В марте 2020-го, несмотря на пандемические страсти, обвинительное заключение в отношении генерального директора ООО Сергея Шумского поступило в суд. Максимальные санкции — до шести лет лишения свободы. Началась самарская история тоже с контрольных мероприятий областного Министерства экономического развития, инвестиций и торговли, проведенных совместно с региональным ГУ МВД.
В Ульяновской области в 2015 году под такое же дело попал владелец ООО «Завод «Трехсосенский» и депутат заксобрания региона Михаил Родионов. Ему инкриминировали уклонение от уплаты акцизов, включая штрафы и пени, на 1,4 млрд рублей (закончилось все благополучно — прекращением дела в связи с полным и добровольным возмещением этой суммы). В 2017 году во Владимирской области за акцизы преследовали сотрудников ОАО «Пивоварня «Пятый океан» — им дали по 2,5 года условно и амнистировали в связи с 70-летием Победы. В 2018 году в Бийске Алтайского края суд приговорил к штрафу в 350 тысяч рублей за акцизы на сумму около 33 млн рублей бывшего генерального директора ООО «Шульгинское» Владимира Матвеева. Из Рязани пишут о следствии по делу руководителя пивзавода, недоплатившего более 100 млн рублей акцизов благодаря вовлечению в оборот фирм-однодневок. В феврале 2020 года депутат Омского городского Совета Лариса Горностаева, являющаяся директором ООО «Сибирский стандарт», стала фигурантом уголовного дела за неотражение в бухучете подакцизной продукции и уклонение от акцизов на сумму свыше 20 млн.
Не исключено, что после вынужденных каникул к такой же практике смогут прибегать и в Новосибирске. Почему нет? Расходов антивирусные меры требуют немало, бюджет их и так будет тянуть с трудом. А акцизы — прямой источник его пополнения.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»