Оказывается, на хорошем земельном участке города можно поднять хорошие деньги, даже если рынок жилья в плохой форме.
Итоги аукциона на проект КРТ у «Локомотив-Арены» своим результатом наверняка могут удивить самых насмотренных волейбольных фанатов: на торгах собрались самые сильные игроки, но один из них реально не постоял за ценой и «добил до пола», предложив 3,13 млрд. Это подняло стартовую ставку более чем в 25 раз.
Когда 6,76 га на границе Центрального, Дзержинского и Октябрьского районов в 2020-м оформили как проект комплексного развития территории и начали разыгрывать, в сражениях участвовали в основном юристы. Получалось неспортивно: вместо состязаний за право расселить это запущенное место города у то ли озера, то ли котлована получались схватки под ковром и судебные тяжбы.
В последний раз (весной 2023) итоги аукциона были отменены, потому что к участию в нем не допустили сильных игроков, способных поднять стоимость договора и принести городу дополнительные средства. Тогда при стартовой цене в 58,075 млн рублей торги выиграла сумма 60,075 млн.
Теперь городские власти исправили ту ошибку дважды: вдвое подняли начальную цену (до 121,5 млн) и допустили к участию всех, кто заявился. Кроме победителя аукциона, это ООО СЗ «Страна.Звездный» (входит в корпорацию «Стройиндустрия» или группу К2 тюменского предпринимателя Артема Божедомова), ООО «СЗ «Акация на Ватутина» (группа «Расцветай»), ООО «СЗ «Талан-Ярославль» (группа «Талан» или компания «Созидание», девелоперская группа, работающая в 13 регионах России), ООО «ЖК Академия» (компания новосибирского застройщика Владимира Кальченко, сын которого — депутат заксобрания), ООО «СЗ «Грандпарк» (непосредственно депутата заксобрания Никиты Галитарова), ООО СЗ «Прорыв» (известный в Новосибирске бизнес семьи Баевых), ООО СЗ «ВИРА на Фрунзе». Победителем стало ООО «Арендный квартал на Шаумяна. Екатеринбург. Специализированный застройщик» (входит в группу компаний «Брусника»).
Теперь победителю предстоит благоустроить озеро — это раз. До 31 декабря 2026 года выкупить у собственников и снести более 50 объектов недвижимости, в основном это частные дома — два. «В 2025—2026 годах компания планирует провести расчистку и благоустройство обводненного карьера и прилегающей территории. Параллельно начнется строительство», — говорится в комментарии «Брусники», которая обещает построить здесь 150 тысяч квадратных метров жилья.
«Это знаковая и ценная для Новосибирска территория, — прокомментировал журналистам директор «Брусники» в Новосибирске Михаил Ансимов. — Ее переосмысление требует тщательной, выверенной, скрупулезной работы над мастер-планом. В его основу мы заложим несколько принципов: связанность, контекстуальность, интеграцию урбанистического и природного ландшафтов, развитие инфраструктуры».
Известный в Новосибирске аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев в своем телеграм-канале благодарит ГК «Расцветай» за обжалование предыдущего аукциона, которое в итоге принесло городу 3 млрд рублей: «Это примерно треть суммы, которую планировали собирать со всех застройщиков в год в виде налога на социальную инфраструктуру».
А еще он никак не может понять, откуда берут цифры оценщики, на основании исследований которых устанавливаются стартовые цены. В 2023-м она была установлена на уровне 58,075 млн рублей, в 2024-м — 121,5 млн. И считает сам: «Земля в центре стоит от 10 процентов стоимости жилья, которое можно на ней построить. 150 тысяч квадратов умножить на 140 тысяч рублей (цена квадратного метра). Десять процентов от полученного — это 2 млрд рублей. Как у них получается 121 миллион?»
Правда, насколько корректен этот подсчет, и этот аналитик, и многие другие сегодня не знают. После отмены льготной ипотеки, состоявшейся в обещанное 1 июля 2024 года, девелоперы в растерянности. Платежи по ипотеке обещают стать такими, что стройка может серьезно провиснуть. Сам Николаев ждет падения объемов ипотеки на новое жилье на 50-60 процентов.
Но проект, выигранный «Брусникой», ставит себя выше этого: завершить освоение площадки она планирует до 2032 года.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Разделение туда, или Почему в Новосибирске не идут проекты КРТ