Энерготариф — это тоже цифра

0
2602

За круглым столом энергетики, чиновники и эксперты выбирали между движением в цифровую эпоху и спасением от катастрофы. 

В ИНСТИТУТЕ экономики и организации промышленного производства СО РАН прошел круглый стол «Теплоснабжение городов: идем в цифровую эпоху или спасаем от катастрофы». Кроме самого института в числе его организаторов Межотраслевой фонд энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса области и Всероссийский экономический журнал «ЭКО». Модерировали дискуссию исполнительный директор фонда Алексей Шибанов и независимый эксперт Сергей Бухаров, а участие в ней приняли представители Сибирской генерирующей компании (СГК), городской и областной власти, ученые, депутаты, общественники.

Это уже не первый круглый стол в Институте экономики. На предыдущем, который назывался «Организация теплоснабжения: надежность и качество», говорили не только о надежности и качестве, но и о вариантах привлечения инвестиций без увеличения тарифа. На нынешнем — не столько о цифровой эпохе, сколько о надежности и вариантах спасения от катастрофы. И это понятно: в октябре было еще тепло, а к декабрю в Новосибирске произошли три крупных аварии на теплотрассах по улицам Выборной, Комсомольской и Фасадной.

Самая громкая из них случилась в Северо-Чемском микрорайоне. От отопления и горячей воды там было отключено более ста домов. Даже губернатор Андрей Травников прервал свою работу на московском форуме «Транспорт России-2019» и прилетел в Новосибирск, чтобы провести на Северо-Чемском оперативное ночное совещание. В итоге СГК пришлось заменять там порядка 30 м трубы диаметром 400 мм, и на это ушло 54 часа.

В своем выступлении замдиректора по перспективному развитию дирекции по теплоснабжению СГК Александр Григорьев философски заметил, что «повреждений в тепловых сетях не может не быть».

И, НАДО полагать, особенно в Новосибирске. На прошлом круглом столе он сравнивал наш город с другими городами присутствия СГК, и Новосибирск на их фоне по удельной повреждаемости сетей во время отопительного сезона оказался в «лидерах».

На наш город из всех 16 городов приходится фактически половина повреждений. А если брать только магистральные сети, то еще больше.

Трубы на Северо-Чемском были проложены в 1978 и 1988 годах. По-хорошему, надо менять ежегодно 4-6 процентов сетей, но меняется менее процента. Если посмотреть динамику повреждений с 2005 года, то фиксируется более 2,5 тысячи повреждений в год. По словам Григорьева, «это очень значительная цифра, и в условиях постоянного недофинансирования динамика от года к году идет вверх».

Кроме возраста сетей, он назвал еще одну проблему Новосибирска. Много систем холодного водоснабжения лежит в каналах теплосетей. Мало того, что это увеличивает тепловые потери, но еще и возникают подтопления. Случаются подтопления и грунтовыми водами, так как далеко не везде в Новосибирске есть ливневая канализация. Это приводит к коррозии, и, по мнению представителя СГК, на 86 процентов она и является причиной порывов.

Но у компании достаточно сил и средств для устранения инцидентов, подобных тому, что случился на Северо-Чемском, отметил в своем выступлении директор Новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков. Только в этом году было заменено около 20 км тепловых сетей. Проблема лишь в том, что они были заменены кусками от 1 м до 30 м во время аварийно-восстановительного ремонта. В предупредительном же порядке заменили всего 5 км теплотрасс. «И вот наша задача, собственно, состоит в том, чтобы этот баланс изменить. Уйти от планово-восстановительного ремонта в планово-предупредительный».

Вопрос «что мешает компании совершить этот переход» не просто витал в воздухе — он еще в самом начале круглого стола прозвучал от Сергея Бухарова вместе с другими вводными.

В этой части модератор первым делом перечислил заинтересованные стороны. Интересы потребителя просты — сумма платежа, надежность и комфорт. С ресурсоснабжающей организацией также все несложно. Она заинтересована в стабильности своего бизнеса и в гарантиях возврата инвестиций. «Прибыль здесь даже не главное, — подчеркнул он, — прибыль — это последнее в списке ее интересов». Почему СГК тратит деньги на планово-восстановительный ремонт и не готова инвестировать в планово-предупредительный? Да потому, что нет никаких гарантий возврата инвестиций. В этом году, например, СГК попыталась внести в необходимую валовую выручку дополнительные деньги, но департамент по тарифам этого не сделал. УФАС позицию энергетиков поддержал, а регулятор в суде добился отмены решения антимонопольного органа.

Все целом же все, по мнению Бухарова, как раз и упирается в тариф. На планово-предупредительный ремонт «элементарно нет денег».

Если уж разговор о цифровой эпохе, то тариф, деньги — это тоже конкретные цифры. На первом круглом столе Григорьев уже говорил, что по тарифу среди 85 больших городов Новосибирск занимает «почетное последнее место. Это, конечно, хорошо для потребителя, а вот для долгосрочного планирования и вложения в сети — увы».

В этот раз Бухаров привел еще одну наглядную таблицу, на которой видно, что последние шесть лет тариф на тепло в Новосибирске отставал от инфляции практически в два раза. Поэтому, считает он, «система сегодня реально стоит на коленях, а чтобы ее поднять, нужны деньги. Вариантов два. Бюджет, но надежды на него ноль. Или инвестор, но ему нужно знать правила игры».

Власть, по Бухарову, является третьим заинтересованным лицом в качественном и надежном теплоснабжении на своей территории, но она, скорее всего, понимая проблему ресурсоснабжающей организации, с потребителями тоже ссориться не хочет. По иску к УФАС это хорошо видно. Про депутатов говорить нечего — там чистый популизм.

Хорошо, если власть у нас такая добрая, то пусть сама даст денег. Андрей Колмаков вспомнил, что в свое время в Новосибирске была программа «200+200»: именно по такому количеству миллионов скидывались «Сибэко» и областной и городской бюджеты. Количество ремонтов в 2013—2015 гг. значительно выросло, дефектов стало меньше, но потом все остановилось, и на магистральных сетях три года вообще не никто не копал. Да, область в этом году в теплоэнергетику выделяет 2 млрд рублей, но, как сказал представитель Министерства энергетики области Евгений Авдеев, эти деньги уходят, по сути, на затыкание дыр. На то, чтобы в принципе в селах с централизованным теплоснабжением дать людям тепло.

Круглые столы в Институте экономики можно собирать и дальше, но без экономики, без денег все равно ничего не выйдет. Решение же известно давно, и «Новая Сибирь» неоднократно об этом писала. Это так называемый метод альткотельной. Вот начальник департамента промышленности мэрии Александр Люлько, также выступавший на круглом столе, видит выход в строительстве малых котельных. Да, пожалуйста, переходите на метод алькотельной и конкурируйте на здоровье. Уж тогда депутаты точно не будут лезть в такие мелочи, как цена закупленного для новосибирских ТЭЦ угля. Если же рынок тепла не переводить на рыночные рельсы и всеми силами загонять тариф под инфляцию, то стопроцентно у нас ничего не изменится.

Виктор РУССКИХ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.