Как проверить пиво на акцизы?

0
1753

За нынешний «высокий сезон» новосибирские производители пива почти вернулись к объемам 2016 года, но остались очень далеки от объемов 2011-го

НОВОСИБИРСКСТАТ на этой неделе доложил о росте объема производства пива в области. За январь—сентябрь произведено 31,5 млн декалитров — на 1,6 млн (5,2 процента) больше, чем за те же девять месяцев 2017 года. Положительный результат участники отрасли объясняют тенденцией к стабилизации и тем, что государство не стало вводить излишних мер, которые могли сильно ударить по рынку. Бог избавил пивоваров, например, от таких напастей, как необходимость наклеивать на продукцию акцизные марки или запрет на пэт-упаковки (а ведь все это широко обсуждалось весь год).

Внесли свою лепту в этот положительный сдвиг и волонтеры НРОО «Общественный контроль», которые вот уже год проводят рейды по мониторингу теневого оборота пива. Президент организации Иван Конобеев сообщил «Новой Сибири», что во взаимодействии с управлением Росалкогольрегулирования общественники нашли эффективный метод выявления контрафактных напитков.

Новость про рост пивного производства должна порадовать всех, кто переживает за бюджет Новосибирской области, ведь 1,6 млн дал — это дополнительные 336 млн рублей, на которые производители увеличили консолидированный акцизный платеж (по 21 рублю с литра). Правда, эта сумма даже не совсем перекрывает потери от акцизов 2017-го, за девять месяцев которого пивовары потеряли относительно 16-го 1,9 млн дал (5,9 процента), а бюджет, соответственно, — 400 млн рублей.

Еще больше выглядят потери, если сравнивать нынешнее достижение с уровнем 2011 года. Если бы те объемы (58,6 млн дал) обложить нынешним акцизом, то бюджет получил бы более 5 млрд рублей сверх нынешнего сбора. Причины потерь в ужесточении правил: в 2011-м акцизный сбор был в три раза меньше, производители не несли затрат на установку и обслуживание ЕГАИС, реклама пива не имела столько ограничений, как сегодня. Но эти минус 27 млн дал в объемах новосибирского пивного кластера вовсе не значат, что люди настолько меньше стали пить. Просто часть оборота, уверены эксперты, ушла в тень.

Осенью прошлого года в ответ на обращения новосибирцев с жалобами на неудобства от ночных разливух «Общественный контроль» направил своих волонтеров в рейды по пивным магазинам. Вскоре Иван Конобеев уже говорил, что здесь не только нарушают спокойствие жителей микрорайонов, но и царит контрафакт — особенно в нижнем ценовом сегменте. «Мы отправляли наши материалы во все контролирующие органы, пытались доказать, что пиво дешевле 60 рублей за литр с высокой вероятностью находится вне правового поля, — вспоминает он. — Но реакции практически не было: нам отвечали, что законы не регулируют минимальную стоимость пива». Конечно, низкая цена – лишь косвенный признак невыплаченных акцизов. Да и введение минимальных цен вопроса не решит – это только повысит маржинальность безакцизного пива в продаже. Но, имея обращения по поводу конкретных нарушений общественного порядка в магазинах, где продается дешевое пиво, у проверяющих органов, казалось бы, есть все аргументы для проверок.

В октябре этого года МРУ Росалкогольрегулирования, проверив обращение Конобеева, возбудили административное производство. На запрос «Новой Сибири» в ведомстве сообщили лишь статью КоАП (нарушение учета оборота продукции) и что в случае, если расследование докажет факты нарушений, виновных привлекут к ответственности (статья предусматривает штраф 100-200 тысяч плюс конфискация продукции).

Подоплеку этого нейтрального сообщения «Новой Сибири» пояснил Иван Конобеев: он не знает, по какому его обращению дело дошло до расследования, но уверен, что речь идет об участии в обороте подакцизного товара несуществующих фирм — ликвидированных или «фантомных».

«После консультаций в РАР мы дали волонтерам задание требовать в магазинах товарные накладные на самые дешевые позиции — эту информацию магазин обязан предоставлять любому потребителю, — объясняет президент «Общественного контроля». — Если в цепочке поставщиков присутствуют ликвидированные фирмы или юрлица с недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ, что несложно выяснить, — значит, товар контрафактный, через ЕГАИС не проходит».

Если дело в этом, то, вероятно, на лавры борца с теневым рынком может претендовать и налоговая служба. На этой неделе руководитель УФНС России по Новосибирской области Алексей Легостаев как раз докладывал на оперативном совещании в региональном правительстве о мерах, которые она принимает по борьбе с фантомами, однодневками и прочими фиктивными компаниями, создающимся для уклонения от уплаты налогов и создания нездоровой конкуренции. По его данным, из 118 тысяч организаций, зарегистрированных на территории области, более 22 тысяч предоставили в ЕГРЮЛ недостоверные сведения. Налоговая приняла около 7 тысяч решений об исключении из реестра, но исключили пока только 150 фирм.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.