В уголовном деле о мошенничестве на колыванской станции химводоочистки наказанными оказываются пока только следователи и жители.
Два сотрудника Коченевского межрайонного следственного отдела регионального управления СК РФ остались без премии за четвертый квартал 2018 года. Это взыскание объявлено им за нарушения сроков расследования уголовного дела, возбужденного по признакам мошенничества при строительстве колыванской станции химводоочистки.
С питьевой водой в Колывани – проблема давняя и серьезная. Средние концентрации химических веществ в водопроводной воде не соответствуют СанПиН, из-за чего однажды суд даже признал правомерным отказ потребителя за нее платить. В 2014 году в соответствии с областной программой «Чистая вода» в поселке начали строить станцию химводоочистки, но сдача объекта, запланированная на 2015-й, по разным причинам не произошла до сих пор.
С весны этого года главная причина задержки – в уголовном деле, возбужденном межрайонным отделом СУ СК РФ по Новосибирской области. В декабре 2018 года следователь в его рамках предъявил обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) Николаю и Владимиру Башкеевым – соответственно, генеральному и исполнительному директору подрядчика. Сразу после этого они заявили, что, если следствие разберется со всеми обстоятельствами и документами беспристрастно и добросовестно, дело рассыплется.
С тех произошло ряд событий, которые подтверждают обоснованность этого заявления. Ответ Башкеевым из управления СК РФ о взыскании, наложенном на следователей, — самое косвенное подтверждение.
Кроме этого, на объекте были проведены следственные действия, после которых предполагаемый ущерб, как минимум, существенно уменьшился.
«Приглашенный следователями эксперт подтвердил взаимозаменяемость установленного оборудования с тем, которое было предусмотрено проектом, и лишь по нескольким аспектам пояснил, что не обладает информацией для оценки, — рассказал «Новой Сибири» Владимир Башкеев (на фото с личной страницы в социальной сети — справа). – Это касалось как раз тех позиций, которые прокуратура посчитала оборудованием, хотя они являются работами».
Зампрокурора Колыванского района Антон Агафонов подтвердил «Новой Сибири» факт повторного осмотра объекта. Правда, результаты осмотра он оценивает иначе. «Это вызвано тем, что работники ПСК «Развитие» представили сведения об оборудовании и мы эти сведения проверяем. Точнее – закончили проверять и сейчас можем сказать, какое оборудование на что было заменено, а какое не поставлено. Пока мы приходим к выводу, что часть его функционально пригодно, часть по своим качествам хуже, чем было запроектировано, часть отсутствует вовсе — ни представители проектной организации, ни сами подрядчики пять или шесть позиций, насколько я помню, показать не смогли. Кроме этого, мы установили, что часть позиций функционалу соответствует, но стоит в разы дешевле, чем в смете, а часть и стоит дешевле, и по функционалу хуже».
Между тем позицию прокуратуры, инкриминирующей несоответствие цифр в смете и прайсах поставщиков, разобрал Экспертный совет Межрегионального центра по защите прав бизнеса, созданный по инициативе новосибирского бизнес-омбудсмена Виктора Вязовых. 17 января на заседании совета рассмотрели обращение руководителей ООО «ПСК «Развитие» и предложили уполномоченному обратить внимание прокуратуры, во-первых, на то, что «до исполнения обязательств говорить о совершении преступления нельзя» и, во-вторых, «указать, что это гражданско-правовые отношения».
Члены совета в своих выводах ссылаются на результаты сразу нескольких экспертиз. В той, которую заказывала администрация п. Колывани, «указано, что установленное оборудование по количеству и качественным характеристикам соответствует проекту, а по своим техническим характеристикам превосходит проектное». В той, которую провел экспертно-криминалистический отдел СУ СК РФ по Новосибирской области – имеются «несоответствия и противоречия с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу». В итоге омбудсменовские общественники решили рекомендовать Виктору Вязовых направить запрос в прокуратуру Новосибирской области с просьбой провести проверку законности и обоснованности уголовного преследования предпринимателей.
Дело тем временем продлено до 10 февраля и продлится расследование, скорее всего, до марта: именно тогда ему исполнится год. Еще один отрезок времени, на который вода в кране колыванцев останется мутной.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»