Кудряшовскому свинокомплексу показали небо с овчинку

0
36

За что природоохранное ведомство насчитало и хочет взыскать с АО «Кудряшовское» 2,3 млрд, и не было ли более щадящих ставок?

Компенсация рекордного ущерба природе, которая когда-либо предъявлялась в Новосибирской области, взыскана: по иску природоохранной прокуратуры к АО «Кудряшовское» предприятие должно выплатить 1,135 млрд в счет возмещения вреда речке Амбе в федеральный бюджет и 1,212 млрд за вред почвам в бюджет Колыванского района. Крупнейший в регионе свинокомплекс будет это решение оспаривать и утверждает, что мотивов для этого немало. «Новая Сибирь» попробовала их разобрать.

Фото sibagrogroup.ru

Реликтовые джунгли под Колыванью? Запросто

История тянется с весны 2022 года, когда стало известно об аварийной ситуации возле колыванского комплекса «Кудряшовского». Внеплановые проверки Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, прошедшие после того, как в Амбе была обнаружена мертвая рыба, зафиксировали загрязнение участка водоохранной зоны и акватории реки, а также земель сельхозназначения, принадлежащей свинокомплексу.

С тех пор компания потратила на восстановление природной среды более полумиллиарда, и теперь, если смотреть на «место преступления» с высоты птичьего полета, последствий почти не видно. Есть некоторое поредение в лесистой части, но во всем остальном, включая берега Амбы, царит идиллия сибирской дикой природы. Трудно представить, что будет, если вбухать сюда более двух миллиардов рублей. Реликтовые джунгли, что ли?

«Около 650 миллионов рублей пошли на разработку проекта рекультивации, предварительные изыскания, которые проводились предприятием в течение длительного времени, на выполнение самой рекультивации, на минимизацию последствий. Пострадавшие объекты восстановлены в полном объеме», — говорит директор департамента производственного контроля «Сибагро» Андрей Андрианов.

Погибший лес и рыба оплачены в полном объёме. Земельные объекты и река восстановлены. В компании уверены: ущерб компенсирован полностью.

«То, что река находится в естественном природном состоянии, еще в 2024 году подтверждено протоколами, исследованиями и заключениями Центра лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу Росприроднадзора, — уточняет Андрей Андрианов. — Это независимая от нас организация, подведомственная профильному госоргану. Эта же лаборатория полностью контролировала и сопровождала весь процесс восстановления. То есть оценку завершения работ делали компетентные, квалифицированные специалисты».

Кто-то сел на калькулятор

Предприятие в суде не отрицало самого факта события, признало вину и ответственно отнеслось к позиции контрольных органов. Но так и не поняло, откуда взялась эта гигантская сумма. «Как будто на калькулятор кто-то сел», — сострил после вынесения решения один из слушателей.

Андрей Андрианов еще в ходе процесса обращал внимание: дело рассматривается только в плоскости взыскания ущерба, а о том, как он посчитан и почему с таким количеством нарушений — никто и не задумался.

«У нас есть доказательства, что ущерб был посчитан некорректно, — комментировал он корреспонденту «Новой Сибири». — Эта беспрецедентная сумма во много раз превышает прибыль предприятия за годы. Взыскание приведет к банкротству, прекращению деятельности. Это скажется на благосостоянии порядка двух тысяч работников. Мы считаем, что это перегиб. И у нас нет вариантов не идти до самого конца — до Верховного суда, до Конституционного суда, куда угодно. Ведь мы сохраняем не только предприятие, но и рынок. Если убрать с него свинину колыванского комплекса, начнется коллапс минимум на полгода, пока логистика перестроится. Вырастет цена. Никто не придет и не наладит оперативно такое производство. Завтра свиньи не нарожают дополнительных поросят. И свиноматок никто из кармана не достанет. Нет переизбытка свинины и в соседних регионах».

Подкованный читатель возразит: закон есть закон, что поделать. Это так, но вот методика расчета, а точнее, подходы к ней, от однозначности далеки. Вопрос об этом в судебном решении отражен развернуто.

Например, в части расчета ущерба реке прокуратура пользовалась минприродовской — утвержденной приказом министерства от 08.07.2010 № 238. Получилось 1 780 306 772 рубля. АО «НЦ ВостНИИ» по ней же насчитал 1 211 675 497 рублей. Эксперты этой организации установили, что при предыдущих вычислениях использовались значения загрязняющих веществ, не входящие в протоколы испытаний, следовательно, достоверность расчета не подтверждена.

Свинокомплекс в суде настаивал: сброс произошел из-за аварийной ситуации, а это определяет иной подход к расчету: получается или 64 533 897 рублей, или 201 311 725 руб. Но суд заключает: не было никакой аварии. «Факт переполнения лагун не может расцениваться как авария. Загрязнение реки Амба произошло в результате целенаправленного сброса вредного (загрязняющего) вещества, а не в результате аварии или сброса сточных вод».

Интересно, что суд при этом ссылается на приговор Колыванского райсуда по уголовному делу директора компании. Но в этом документе об умысле, тем более о зловредности, речи не идет. Более того, там прямо установлено: «С субъективной стороны преступление совершено по неосторожности».

Рыба вместо свинины

В позиции госорганов по «Кудряшовскому» видится просто стремление там, где можно получить больше, получить больше. Может быть, такая логика была бы оправданна, если бы от этого стало лучше экономике региона. А то так получится, что с рыбой в реке Амба станет лучше, а с остальными продуктами питания — хуже.

Это не метафора. Согласно данным Новосибирскстата, в 2024 году сельское хозяйство региона в основном от сильного падения 2023-го очухалось, показав символические 2,3 процента прироста, но животноводство продолжило падение. В 2023-м выпуск продукции этого сектора составил 93,3 процента от объемов 2022-го, в 2024-м к 2023-му — 96,6. А вот в растениеводстве уже получился прирост в 8,9 процента.

Свиноводство с начала истории с Амбой и с колыванской пашней возле нее — уже не флагман АПК региона. Первый сигнал об этом стал виден в статистике весной 2023 года. Новосибирскстат опубликовал данные на конце февраля, по которым сокращение поголовья свинины в Новосибирской области упало к соответствующей дате 2022-го на 46,2 процента.

2022 год был тяжел для многих. Крупного рогатого скота стало на 2,6 процента меньше, коз и овец — на 2,8 процента, птицы — на 4,1 процента. Но с потерями среди свиней это не шло ни в какое сравнение. Причина была очевидна и сама по себе некритична: «Кудряшовское» закрыло на санацию свою Криводановскую площадку. Санация — обязательная и весьма затратная процедура, связанная с временной ликвидацией стада и обновлением помещений для содержания свиней.

Когда компания столкнулась с претензиями контрольно-надзорных органов по Колыванской площадке, в результате которых предыдущий директор предприятия Владимир Гавриленко оказался под арестом, реконструкцию приостановили. Руководитель новосибирскими активами «Сибагро» Галина Иртуганова поясняла журналистам, что с этого момента ее задачей стало взаимодействие с надзорными ведомствами и формирование дальнейших планов предприятия с учетом замечаний специалистов. Компания планировала найти в этом взаимодействии решения, «которые позволили бы предприятию работать, выпускать продукцию и не давать повода для претензий проверяющих». До выработки такого решения модернизацию Криводановской площадки продолжать «Сибагро» не планировал.

Так вот: она так и не работает.

Сегодня в данных Новосибирскстата потери от этого для АПК региона нельзя увидеть напрямую. С ноября 2022 года информация по свиньям отдельно от остального скота стала недоступна. Как объясняли в ведомстве, делается это в соответствии с федеральным законодательством: «Сведения не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций».

Однако между строк кое-что мы прочитали. В отчете Новосибирскстата о социально-экономическом положении Новосибирской области за 2022 год говорилось, что «в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства», на конец декабря 2022 года по сравнению с соответствующей датой 2021 года поголовье свиней составило 220,9 тысячи голов — и это меньше прошлогоднего на эту дату на 46,2 процента. В хозяйствах всех категорий свиней осталось 314,2 тысячи, что на 35,7 процента меньше, чем годом ранее.

«По отчетным данным на 01.04.2023 г. в сельскохозяйственных организациях, К(Ф)Х и ИП содержится 234 573 головы свиней, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 175 614 голов», — уточняли три с половиной года назад в Министерстве сельского хозяйства Новосибирской области в ответе на запрос «Новой Сибири».

То есть, по министерским подсчетам, вместо 410 187 голов стало 234 573, или на 42,8 процента меньше.

А вот как выглядят подсчеты по хозяйствам всех категорий. В 2021-м было 488 тыс. голов. В 2023-м стало 350 тыс. На начало 2024 года 329,4 тыс. (94,1% к началу 2023-го). И достижение прежней базы так и выглядит нереальным. К полумиллиону мы никак не приближаемся — хоть открывай данные, хоть прячь.

Всех хряков пустим на колбасу?

Не секрет, что обитателей свинокомплексов делят на три основные категории: с виду одни и те же животные могут быть свиноматками и хряками-производителями, могут быть поросятами разного возраста, а могут — свиньями на откорме. Получать мясо имеет смысл только от последних, иначе пострадает экономика предприятия и в конечном счете его будущее.

Технологические процессы свиноводства легко отделяют одно от другого. А вот в жизни все сложнее.

Колыванскому району сейчас даже не оставляют выбора, придется получить в счет возмещение вреда природе сумму, соизмеримую с годовым бюджетом, а потом надолго потерять бюджетные поступления. Образно, в рамках нашей аналогии говоря, пустить на колбасу всех боровов и свиноматок, а потом на радостях выставить на праздничный стол еще и молочных поросят.

Судебным решением, не вступившим в силу, Сибирский МУ Росприроднадзора выбило из свинокомплекса для Колыванского района 1,135 млрд рублей. Но эти средства район не сможет потратить на свои нужды — деньги не запланированы, а на носу конец финансового года. Значит, средства будут переданы в федеральный бюджет, откуда уже никогда не вернутся. И получается, как в сказке про золотую рыбку, только вместо старухи у разбитого корыта целый Колыванский район.

А свинину можно будет заменить на речную рыбу…

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Поголовье свиней в Новосибирской области сократилось почти вдвое – возможно, надолго

Новый директор Кудряшовского свинокомплекса «Сибагро» — о развитии и планах

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.