Нашумевший «закон о навозе», который вступил в действие с 1 марта этого года, становится все менее страшным для сельхозпроизводителей. Они только успокоились, поняв, что документ не влечет рисков сокращать поголовье, как Россельхознадзор предложил законодателям пойти еще дальше: на недавнем круглом столе в Госдуме РФ заместитель руководителя ведомства Антон Кармазин поставил вопрос об исключении из перечня загрязняющих почву тех веществ, которые могут служить питанием для растений. Об этом сообщила «Парламентская газета».
Закон №248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства…», который и прозвали «законом о навозе», задал новый контекст затяжному спору о вредности органических удобрений. Документ впервые ввел в правовое поле России понятия навоз, помет, подстилка и стоки и расставил точки над i: теперь они стали не отходами производства и потребления, обращение с которыми требует соответствующей лицензии, а ценным продуктом со сложной аббревиатурой ППЖ (побочные продукты животноводства). А поскольку ППЖ в основном используются для удобрения, их перестали рассматривать как вещества, оказывающие негативное воздействие на природу.
Правда, чтобы вонючая жижа превратилась в эти самые ППЖ, реабилитированные продукты жизнедеятельности необходимо переработать. Именно требования к обращению с навозом были восприняты в штыки рядом сельхозпроизводителей – в первую очередь небольшими хозяйствами. В Новосибирской области даже посчитали: их выполнение имеет риски сокращения поголовья скота в 343 из работающих в регионе 585 сельскохозяйственных предприятий и ферм.
Со временем, как это часто бывает, внимательное чтение текста закона многих успокоило. Оказалось, что выполнить требования к ППЖ все же проще, чем выполнять условия лицензии оператора отходов. Тем более что выбор остается: если фермер не хочет превращать навоз в удобрения, может его утилизировать.
Теперь же главный орган земельного контроля предложил сделать еще один шаг вперед. Там рассудили: если после упорядочивания оборота природного добра, как и задумывалось, вырастет объем внесения ППЖ в пашни, то появится другая опасность. Причем она, как показывает жизнь, чревата не только штрафами, но и уголовными последствиями.
Именно о ней Антон Кармазин и рассказал депутатам Госдумы. По его мнению, с ростом внесения на поля органики увеличится и содержание нитратов или нитратного азота, которые сегодня относятся к загрязняющим веществам. А загрязнение почв – это уже более серьезное нарушение, чем сбой в системе обработки отходов.
«При внесении навоза в почву образуются нитраты, соответственно, идет превышение предельно допустимой концентрации, и мы обязаны рассчитать ущерб», — объяснил Антон Кармазин новую угрозу. Нынешний ГОСТ, считает он, совсем не учитывает, что концентрация удобрения является временной.
«Нитраты по своей сути являются питанием для растений, предельно допустимая концентрация нормализуется в течение вегетационного периода — либо это краткий полураспад, вымывание осадками, либо долгий, но в любом случае это преобразовывается в урожай», — объяснил депутатам эксперт. Он предложил откорректировать периодичность замеров с учетом вегетационного периода, а также исключить из перечня загрязняющих веществ те, которые могут являться питанием для растений.
Напомним, сейчас за нарушение правил работы с навозом, приведшее к загрязнению или иной порче земли, участникам сельхозоборота грозит в том числе и уголовное преследование с наказанием до двух лет исправительных работ. Пока от такого исхода не застрахован ни один аграрий.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
«Вот дерьмо!»: Новосибирские аграрии в шоке от «закона о навозе»