В регионах Сибири, подведомственных Сибнедрам, возможно снижение уровня угле- и нефтедобычи, а вот по золоту есть перспективы.
СРЕДИ пяти регионов Сибирского федерального округа Новосибирская область вместе с Алтайским краем по добыче полезных ископаемых держатся в крепких середнячках. В 2020 году в регионе стартуют работы по геологоразведке крупного нефтеносного участка, расположенного на севере региона, а также разработка золотых россыпей в Маслянинском и Тогучинском районах области. Интереса к богатствам сибирских недр у бизнеса хватает, а вот собственных финансовых средств на освоение месторождений — нет.
«За 2019 год в Новосибирской, Омской, Кемеровской областях, Алтайском крае и Республике Алтай прошли 14 аукционов и конкурсов на право разработки недр, — приводит данные начальник департамента по недропользованию по СФО (Сибнедра) Алексей Партолин. — В лидерах, конечно, Кузбасс: на его долю приходится 40 процентов всех распределенных по итогам тендеров лицензий. Новосибирская область и Алтайский край — по 16 процентов, Омская область и Республика Алтай — по 4. Всего выдано 1090 лицензий. Тендеры принесли в бюджет 2,2 миллиарда рублей. В наступившем году данный показатель сохранится».
Несмотря на то что львиная доля лицензий выдана департаментом на добычу каменного угля в Кузбассе, в угольной отрасли, по прогнозам специалистов, возможно снижение уровня угледобычи. В Кузбассе реализуется комплексная программа ликвидации убыточных и особо опасных шахт, и одно из условий аукционов и конкурсов — победители конкурсов на право разработки новых участков получают в «наследство» старую шахту, которую обязаны рекультивировать за собственные средства, а если речь идет о подработанных территориях, то и переселить оттуда жителей. Уже прошло восемь подобных аукционов — девятый, на который «довеском» выставлена шахта № 12, пройдет в марте 2020 года. На него будут выставлены права разработки участков Нарыкского, Южного и Низовского в Прокопьевском районе.
Непросто обстоят дела и с нефтедобычей, где сохраняется тенденция падения основных показателей. Так, в 2016 году в Новосибирской области добывали 261 тысячу тонн нефти, в 2017 — 198 тысяч тонн, 2018 — 147 тысяч тонн.
«Чтобы стабилизировать ситуацию в отрасли, компаниям необходима господдержка, — уверен Алексей Партолин. — На севере региона есть очень перспективный нефтеносный участок, граничащий с Омской и Томской областями. На его геологоразведку и разработку, по предварительным расчетам, требуется 700 миллионов рублей. Такой крупный проект может потянуть только государство, ведь не каждая компания может себе позволить вкладывать в разведку месторождения такие ресурсы. Государственными геологоразведочными работами обычно занимается госкорпорация «Росгеология», основной подрядчик, выполняющий госзаказы».
Немного радужнее выглядят дела в золотодобыче, но пока это только в проекте. С 2016 года вступил в действие новый нормативный акт, согласно которому лицензию на разработку месторождения можно получить без конкурсов и аукционов, по заявительному принципу. Компания просто подает пакет документов в «Сибнедра» и после получения разрешения приступает к изучению площадки. На сегодняшний день в Новосибирской области уже выдано пять лицензий на разработку золотых россыпей в Маслянинском и Тогучинском районах. В Кузбассе подобных лицензий выдано 40 штук. Срок действия лицензий — пять лет, через два-три года уже можно будет подвести первые итоги того, даст ли геологоразведка результат в виде открытия нового месторождения.
На вопросы о скандальных ситуациях, возникающих между компаниями-разработчиками недр и жителями окрестных населенных пунктов, Алексей Партолин отвечал общими словами. По его словам, отозвать лицензию у бизнесменов просто по желанию возмущенной общественности департамент не имеет права.
«Каждый выставленный нами на аукцион участок прежде всего проходит экологическую и промышленную экспертизы безопасности, — отметил Партолин. — Мы стараемся не включать в перечень участки, находящиеся вблизи населенных пунктов. Стараемся учитывать и прорабатывать все возможные риски. Если же такие спорные ситуации возникают, то надо решать их цивилизованными методами».
Напомним, в Новосибирске конфликтная ситуация возникла вокруг Кучинского болота в Ленинском районе, отданного в пользование под добычу песка. Осенью 2019 года группа местных жителей даже живым щитом преграждала путь тяжелой технике, приехавшей вести работы. В нынешние новогодние праздники они выступили с требованием отставки министра природных ресурсов Новосибирской области Андрея Даниленко и вице-губернатора Вячеслава Ярманова.
13 января этого года арбитражный суд привлек в процесс в качестве третьих лиц 115 человек, выступающих за отмену предоставления участка, необходимого для обеспечения разработки месторождения песка. «Новая Сибирь» намерена следить за ходом процесса.
Ася ШУМИЛОВА, «Новая Сибирь»
Фото stroyservis.com