От трех предприятий, выпускавших продукции на 600 млн в год и наполнявших ею прилавки Сибири и Урала, не осталось ничего.
Региональное управление Роспотребнадзора недавно частично выиграло очередной иск к новосибирскому производителю рыбных консервов, компании «Коралл». Ведомство добивалось отзыва ее продукции из торговли.
Речь шла о каком-то количестве банок, находящихся на реализации у длинного списка магазинов и предпринимателей, — где-то три банки (например, в ООО «Уральское финансово-промышленное объединение»), где-то — 1124 (некое ООО «Раздолье») и т. д. Из Барнаульской городской больницы № 4 имени Н. П. Гулла следовало забрать 121 штуку. Производитель даже не стал возражать, пояснив, что выпуском консервов уже не занимается.
С этого момента стало окончательно ясно, что действовавшие в Новосибирской области производства рыбных консервов, которые еще два года назад выпустили продукции на 600 млн рублей, прекратили свое существование. Выпуск продукции прекращен, специализированное оборудование распродано.
Однако собственники предприятий по-прежнему ждут неприятностей. Уголовное дело на одного из них сейчас рассматривается в Первомайском суде Новосибирска — ему грозят принудительные работы до пяти лет (п. «б» ч. 4 ст. 171.1 УК РФ, производство, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт продовольственных товаров без нанесения информации, предусмотренной российским законодательством). Подсудимый — директор ООО «Меркурий Н» Владимир Жахалов — параллельно оспаривает саму правомерность этого процесса, ведь два года назад он уже был наказан за тот же состав в административном порядке.
У Владимира Жахалова нет особого желания вспоминать, как вообще появилась эта странная идея — наладить в Новосибирске производство рыбных консервов. Никто не стремился делать это с размахом, ведь от Новосибирска до моря, как известно, довольно далеко. Но в 2022 году консервы из Новосибирска были замечены и в Забайкальском крае, и на Урале. И в начале августа Россельхознадзор сообщил: новосибирская компания «ввела в оборот более 6 млн банок фальсифицированных рыбных консервов».
Что это был за фальсификат, производители и не скрывали. На передней части этикетки они писали название консервы — например, «Сайра тихоокеанская натуральная», а на ее задней стороне обозначали реальный состав.
Аналогичные же банки изымают и сегодня — в таких процессах, с которого мы начинали. Но здесь все выстроено даже хитрее. На банках было написано: «Сайра курильская. Рыбные консервы с добавлением масла стерилизованные из сардины тихоокеанской (иваси)». И если продукция 2022 года считалась фальсификатом, то сегодня контролирующий орган просто утверждает: «Сайра курильская» — это несуществующая рыба. И все, поражение производителю засчитано.
Производители долгое время пытались объяснить правоохранителям, что между торговой маркой и продуктом есть большая разница. Никто ведь не скрывает, что крабовые палочки делают не из крабов. Не задаются нормальные люди и вопросом, кто дает птичье молоко. Все понимают, что это всего лишь названия продуктов, не имеющих отношения ни к крабам, ни к птицам.
В начале 20-х новосибирские предприниматели смекнули, что рыба сайра хорошо известна российскому потребителю. Но в последнее время она сильно подорожала, потому что выловить ее стало не так просто. Практически все страны мира фиксировали резкое сокращение вылова данного вида рыбы на фоне взрывного роста добычи сардин. Все это, естественно, сказывалось на стоимости сырья для консервов.
И они нашли выход из ситуации.
30 сентября 2021 года Росстандарт зарегистрировал предоставленные новосибирским ООО «Меркурий Н» технические условия производства целой линейки консервов, выпускаемых из самых разнообразных видов рыб, имеющих сходные или аналогичные с сайрой характеристики. Этому предшествовала серьезная работа экспертов, которые серьезно проверяли разработку компании. В составе выпускаемых ООО «Меркурий Н» разнообразных консервов с использованием слова «Сайра» на этикетке Росстандарт допустил, в частности, использование сардинеллы, сардины иваси, сельди и даже корюшки и пиламиды.
Думаете, это была какая-то новация? Отнюдь. Люди старшего возраста наверняка помнят продававшиеся в СССР банки с надписью «Сельдь иваси». Но на самом деле иваси — это не сельдь, а сардина.
Но современный капиталистический мир сбросил с корабля истории весь этот советский опыт, а потому в судах регионов всей страны то тут, то там новосибирским консервщикам выписывали штрафы и прочие наказания.
Однажды, правда, Калининский районный суд Тюменской области смог рассмотреть, что на этикетках есть все необходимые сведения о составе продукта. Некоторые издания, до того расписывавшие новосибирцев как конченых фальсификаторов, после этого даже извинились. Но к тому моменту было очевидно, что борьба компаний за восстановление прежних позиций стала уже бессмысленной. В таких условиях руководители и совладельцы всех трех новосибирских ООО не видели смысла в продолжении выпуска консервов, решив распродать имеющееся оборудование. И так, утверждает Владимир Жахалов, не только в Новосибирске.
«Нам хотя бы удалось поработать. Некоторые предприятия по производству консервов не смогли прожить больше недели», — говорит он.
Виктор ТИТОВ, специально для «Новой Сибири»
P. S. К истории новосибирских рыбоконсервных предприятий редакция намерена вернуться в более развернутом формате в одном из ближайших выпусков «Новой Сибири».
Ранее в «Новой Сибири»: