Концессионер мусорных комплексов не смог убедить региональное министерство в том, что нельзя строить непонятно где.
Новосибирское «Спецавтохозяйство», поменявшее недавно организационную форму с МУП на АО, все сильнее погружается в список «нарушителей концессий». Когда все в регионе тыкали пальцами на «Экологию-Новосибирск» и ее явные провалы в работе, «САХ» выглядел высокопрофессиональной структурой индустрии обращения с мусором, брендом с большой историей даже на фоне своих явно устаревших и переполненных полигонов. Теперь к нему появляются вопросы и как к региональному оператору по обращению с отходами, и как к концессионеру строительства мусороперерабатывающих комплексов.
Издание «Сводка ЦДЖ» рассказывает: «Мэр Искитима Сергей Завражин, не стесняясь в выражениях, предъявляет претензии региональному оператору САХ за несвоевременный вывоз мусора. Вот уж действительно — вынес сор из избы. <Руководитель САХ Александр> Южаков держит рот на замке, хотя ему есть, что сказать в свое оправдание. Дело в том, что в Новосибирске, по некоторым оценкам, проживает около 300 тысяч человек, перебравшихся в областной центр из малых населенных пунктов области. Есть мнение, что этот своеобразный «демографический навес» не учитывается при формировании тарифа. Соответственно, в кармане предприятия образуется дыра».
Столкнулся «САХ» и с упертостью госорганов, их нежеланием идти навстречу в, казалось бы, понятных любому инвестору вопросах. Недавно компания пыталась через арбитраж внести в договор концессии по Раздольненскому полигону такую резонную поправку: считать срок строительства не с момента подписания договора, а со дня, когда станет понятен отведенный для него участок.
«Спецавтохозяйство» просило суд рассудить их с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области. Стороны концессионного соглашения не могли договориться о едином толковании формулировки «последний земельный участок, предназначенный для создания объекта соглашения». По мнению предприятия, которое обязано построить долгожданный объект в срок, под ними подразумеваются те 69,788 га земли в Новосибирском районе, которые подразумевались в договоре аренды, подписанном в январе 2024 года, но реальные очертания обрели лишь в сентябре 2024-го, после подписания изменений в этот документ.
Пока, считает концессионер, между сторонами соглашения существует правовая неопределенность в дате начала исполнения обязательств. Он полагает, что срок выполнения обязательств по разработке проектной документации и получению заключений государственной экспертизы нужно отсчитывать не с начала арендных отношений по земле, а с того момента, как стало ясно, какой участок сформирован. Соглашение отводит на это семь месяцев. Если отсчитывать от января, все уже пропало. А если от сентября, можно еще успеть. Но министерство на такой подсчет не готово.
Суд разложил отношения концессионера и концедента по полочкам. Соглашение по созданию и эксплуатации в селе Раздольное Правобережного комплекса по захоронению и переработке отходов подписано в ноябре 2023-го. По нему «САХ» обязался за свой счет создать объект соглашения и потом осуществлять на нем деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО за определенный тариф.
«Создание объекта», согласно документу, — это подготовка территории, проектирование (включая в том числе прохождение строительной и экологической экспертиз), строительство (включая разработку рабочей документации, получение разрешения на строительство) и ввод в эксплуатацию.
К соглашению прилагалось право аренды участка площадью 271,31 га, но концессионер должен был провести инженерно-геологические изыскания и оставить себе не более 100 га, подходящих для строительства и эксплуатации комплекса. «САХ» так и сделал и к сентябрю выбрал на выделенном поле достаточный для работы скромный участок в 69,788 га. И решил, что с момента его оформления он не только станет меньше платить за аренду, но и начнет отсчет срока подготовки строительства. А министерство к тому времени уже, видимо, складывало в уме суммы штрафных санкций.
Госорган в отзыве вообще будто бы даже злорадствовал: «Заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка между истцом и Департаментом земельных и имущественных отношений Новосибирской области являлось правом истца, установленным Земельным кодексом РФ и концессионным соглашением в целях изменения площади предоставленного земельного участка для уменьшения арендной платы по договору аренды».
Арбитражный суд Новосибирской области встал на сторону министерства. В решении, опубликованном 7 февраля и еще не вступившем в законную силу, это мотивируется так: «Как проведение инженерно-геологических изысканий, так и межевание являются этапами проектирования объекта концессионного соглашения и должны быть осуществлены в срок, установленный в соответствии с пунктом концессионного соглашения, то есть в течение семи месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка 17.01.2024». Вопрос: «А как же мы могли проектировать, не понимая, где будет стоять объект?» — посчитали «не основанным на нормах действующего законодательства».
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Андрей Зыков: Мусорные полигоны будут лишь малой частью концессионных комплексов
ФСБ нагрянула в МУП «САХ» в Новосибирске. Задержан директор Андрей Зыков