О прозрачности теневых схем

0
2109

В список участников теневого пивного рынка России попала пока только одна новосибирская компания. Остальные работают.

В феврале Росалкогольрегулирование опубликовало список участников алкогольного рынка, которые занимаются «фиктивным производством и оборотом алкогольной продукции». То есть, по определению ведомства, предоставляют недостоверную информацию об этом или отсутствуют по заявленным в ЕГАИС адресам. Сообщают в единую госсистему информацию о производстве, обороте (в том числе импорте) пива и пивных напитков одно, а что на самом деле делают — никто не знает.

В списке только одна новосибирская компания — ООО «Алком». Группа «Общественный контроль — Новосибирск», которая несколько лет занимается мониторингом теневого рынка пива в Новосибирске, уверена, что это очень случайные сведения: на самом деле теневой оборот в столице Сибири процветает, но у властей по-прежнему нет эффективного механизма контроля за ним. Чтобы доказать это, волонтеры «ОК» в марте возобновили свои рейды по пивным магазинам и уже выявили несколько новых теневых цепочек.

За работой общественников «Новая Сибирь» следила внимательно. Начав в 2017 году свои рейды, они обратили внимание на то, что с каждого литра разлитого «в черную» пива бюджет региона, предприятия которого, по официальным данным, обеспечивают более трети всего потребления Сибирского федерального округа, недополучает 21 рубль (с января 2020-го — 22 рубля). И ущерб в итоге натекает на сотни миллионов.

История ООО «Алком», волей случая ставшего «лицом» теневого рынка Новосибирска, наглядно это иллюстрирует. В 2017 году у этой компании изъяли 11 261 бутылку (или 15 тысяч литров) напитков. Потом в судебном решении о них напишут, что их органолептические свойства «определяют краситель и ароматизатор, а не типичные для пивоваренной продукции хмелевые и солодовые тона». А еще выяснилось, что, согласно ЕГАИС, эти бутылки просто не существуют. Под штрафы тогда, кстати, попал не только сам «Алком», но и продавцы его товара.

В судах, как это принято, никак не оценивался вред бюджету — для этого просто не существует методики. Но если просто представить, что задекларированные в ЕГАИС объемы «провернулись» всего один раз, он приближается к трети миллиона рублей. Но таких бутылок, пока схему не накрыли, потребителю могло уйти в десятки раз больше.

Такие масштабы не выглядят досужими домыслами, если сопоставить следующие цифры. Объем производства пива и пивных напитков в России в 2019 году относительно 2018-го снизился на 2,7 процента (это по данным Росстата), а уровень потребления в Новосибирске (про данным Nielsen) вырос на 15 процентов в деньгах и на 11,7 — в литрах. Как нам удается выпивать пива все больше, в то время как заводы меньше его производят?

Тут, кстати, надо еще учесть, что выборка Nielsen — это организованная розница: супермаркеты, сетевые магазины. Разливухи формата «у дома» в нее попадают в меньшей степени. Вот именно по ним и пошел со своими рейдами «Общественный контроль». И вот их первые донесения.

В одном из магазинов на проспекте Дзержинского волонтеры заинтересовались пивом «Старый Загреб». Попросили у продавца документы и в них увидели, что поставщиком напитка с оптовой ценой 42 рубля за литр является некое юрлицо без ИНН, а производителем — вообще никто.

Между тем, как следует из открытой базы данных РАР, производство «Старого Загреба» в 2019 году декларировало только ООО «Сибмос» — неоднозначная компания с новосибирским ИНН, но работающее в Камне-на-Оби. Неоднозначно и то, что основным видом деятельности компании в ЕГРЮЛ указано не пивоварение, а производство растительных и животных масел и жиров. Ну и на закуску: директором и соучредителем предприятия является человек, соучредивший также ООО «Пивоварня Кайзер», — оно работает там же, в Камне, но (видимо, для конспирации) имеет томский ИНН.

Вообще же, марку «Старый Загреб» на пиво не клеили с 2017 года. Теперь вот ее реанимировали, и она сразу заполонила новосибирские разливухи с недорогим алкоголем.

Все это в совокупности, считают в «Общественном контроле», является поводом для обращения в РАР с просьбой провести внеплановую проверку.

И это только одна из десятка позиций, заинтересовавших волонтеров. По каждой из них они направили обращение в РАР. А «Новая Сибирь» намерена следить за мерами.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

ТЕМА ГОДА: ПИВНЫЕ АКЦИЗЫ. Пиво строить и жить помогает

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.