Каждый ли руководитель попадет под субсидиарную ответственность, если его предприятие обанкротится?
В двух словах и не объяснишь, почему с Ольги Каримовой суд решил взыскать 56 млн рублей. Чтобы стало понятно, надо долго разбираться в нюансах истории компании, с которой в свое время в Новосибирской области было связано много ожиданий. Увы, не оправдавшихся.
Ольга Александровна на рынке услуг по управлению многоквартирными домами Новосибирска известна отлично. Однажды, более десяти лет назад, она возглавила ООО «Петер Дуссманн — Восток». Потом это звучное имя, отсылавшее к могучему германскому воротиле коммунального менеджмента и клининга, компания потеряла, превратившись в банальное ООО «Старт Плюс», отказалась от жилого фонда, а затем и обанкротилась.
На прошлой неделе по иску конкурсного управляющего «Старт Плюса» двух директоров, при которых все это произошло, суд привлек к субсидиарной ответственности на сумму 56 млн рублей.
Несбывшиеся ожидания
Компания «Петер Дуссманн Восток» была создана в 2004 году, в 2006 оказалась в числе первых трех УК, приступивших к управлению многоквартирными домами в Новосибирске. Первое время в городе компания действительно воспринималась как носитель высококачественного немецкого порядка, но когда дошло до дела, стало понятно, что чуда никакого не будет. И все пошло как у всех.
Однако к концу 2014 года компания вдруг отказалась от своего бизнеса. Все свои дома она передала ООО «ПД-Восток», которую учредил супруг Ольги Каримовой (а сама она возглавила это новое юрлицо), технику продала другой подконтрольной компании, даже долги жителей по коммунальным платежам переуступила.
В 2016-м в «Старт Плюсе» была введена процедура банкротства. А спустя год, в январе 2017-го, в арбитражный суд поступило заявление конкурсного управляющего Артема Кильчика о привлечении к субсидиарной ответственности бывших руководителей компании — Ольги Каримовой, Александра Шахворостова и Виктора Максимова.
Усугубить и загубить
«Закон говорит, что если имущества должника для расчетов с кредиторами недостаточно, привлекаются руководители или бенефициары бизнеса, — пояснил «Новой Сибири» Артем Кильчик. — Тем более мы установили, что организация была приведена к неплатежеспособности именно вследствие бездействия руководителя».
Управляющий уверен, что, создав новую компанию и переведя на нее по сути все активы, но не долги, Ольга Каримова предопределила будущее «Старт Плюса». Кроме этого, в бездействии директоров «Петера Дуссманна Восток» он видит причину несвоевременного обращения в суд с заявлением о банкротстве, а в их действиях — факторы, «существенно усугубившие финансовое положение должника». Ранее арбитражный суд по иску Артема Кильчика признал недействительными сделки и по продаже техники «Петера Дуссманна», и по переводу под контроль Ольги Каримовой долгов по коммуналке.
Именно Каримова, являясь директором «Петера Дуссманна — Восток», в декабре 2014 года подписала четыре договора о продаже автомобилей некоему ООО «ТВС». После заявления конкурсного управляющего в мае и июне 2016-го суд эти сделки отменил, посчитав, что они совершены в период «подозрительности», да еще и с признаками «неравноценности встречного исполнения» и даже «с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов». Дебиторку конкурсный тоже отбивал в арбитраже, оспаривая сделки по ее переуступке, заключенные с мая по июль 2015-го. В тот момент «Петер Дуссманн-Восток» уже стал «Стартом», а его директором был Александр Шахворостов. (Его, кстати, суд так и не нашел. Посланцы арбитража приходили к отцу топ-менеджера, но, как отмечено в документах, тот сказал, что за сына не отвечает и давно не поддерживает с ним связь.) После директором всего месяц побыл Виктор Максимов, но суд его от ответственности освободил — мало времени прошло.
Эта «смена (неоднократная и последовательная) руководства должника», случившаяся после создания (при непосредственном участии Каримовой) нового юрлица, суду тоже не понравилась. Он установил, что Ольга Александровна лично руководила процессами по выводу бизнеса. В зале заседания даже посмотрели ее интервью телеканалу «Академ ТВ» (он транслировался по кабельной сети в Академгородке), а она там предельно открыта и откровенна.
Кадры истории
«Мы приняли решение — я создала свою компанию, предлагала жителям и предлагаю жителям перевести дома в нашу управляющую компанию, которую мы назвали «ПД Восток», для того чтобы я могла гарантировать тем жителям, с которыми мы уже наработали за этот длительный период времени средства, которые накоплены на счетах, чтобы мы конкретно гарантировали им выполнение каких-то своих обязательств», — уверенно говорила в интервью главному редактору Андрею Красикову миловидная блондинка, в которой с первого взгляда и не заподозришь бывалого коммунальщика.
Ольга Каримова рассказала и про добровольный уход из старой компании всего коллектива, и про готовность новой структуры к работе. «У нас компания вторая есть, которая называется «ТВС», которая работает уже два года на рынке, которую все знают. Это то же самое, как «Петер Дуссманн-Восток». Мы уже работаем давным-давно, у нас есть своя техника в полном объеме», — говорила она. Ведущий даже уточнил — правда ли говорят, что старую фирму переписали на какого-то бомжа? А она говорит: нет, не бомж, но что будет завтра с компанией, я не знаю. В конце журналист представляет ее в двух должностях одновременно — как еще директора старой фирмы и как уже директора новой. И завершает: «Напомню, мы говорили о ситуации вокруг реорганизации немецкой компании».
В те дни падение «Петера Дуссманна» вообще широко освещалось. «КоммерсантЪ» цитировал Каримову о том, что в германском концерне ей даже предлагали выкупить бизнес «Петер Дуссманн — Восток» за миллион евро, но она «решила создать собственную компанию». Почему появилась необходимость реорганизации, Каримова не уточняла. «Это имеет прямое отношение к интересам всей корпорации, в том числе составляющим коммерческую тайну. В настоящее время информация является серьезным товаром на рынке многих услуг, и обладание ею может быть использовано против корпоративных интересов компании в целом», — говорила она. А другие собеседники газеты комментировали: создание новой управляющей компании «связано намерением концерна Dussmann продать часть активов в России, в том числе «Петер Дуссманн — Восток». Якобы «к такому решению после смерти в прошлом году главы концерна Петера Дуссманна пришла его жена-американка, унаследовавшая его бизнес».
Но и тогда людям были интересны правовые основания перевода средства жителей со счетов одной УК на счета другой.
В 2019 году Ольга Каримова пояснит в суде, что на момент, когда она передавала ее дома своей фирме, компания банкротом еще не была. Она с решением суда категорически не согласна.
«Старт Плюс» шел только к такому финишу
«Я подала апелляцию в суд, — раздраженно сказала она «Новой Сибири». — Потому что они там бред несут. Надуманные долги, которые они там ставят, непонятные суммы, задвоение сумм… Мы уже приносили в суд документы с подтверждением. Ради бога».
Логику своих поступков топ-менеджер пояснять не стала, но если исходить из того, что она была конструктивной, целью их было спасти бизнес. Ведь такой актив, как жилой дом, — понятие относительное. Сегодня он теплый, в нем есть вода и свет — и он приносит деньги. А завтра все это отключат — и на управляющую компанию валом повалятся убытки.
То же самое и с коллективом. Пока он работает — это едва ли не самый ценный актив компании. А как только бизнес встал, людям начисляется зарплата, долги растут, а потом в конкурсной массе появляются кредиторы первой очереди.
Но судья Екатерина Сорокина на все это посмотрела иначе. «Указанные действия суд расценивает как продуманное и последовательное выведение активов на вновь созданное юридическое лицо, не обремененное долговыми обязательствами», — говорится в определении о привлечении руководителей к субсидиарной ответственности.
Суд также принял во внимание, что размера денежных средств и дебиторской задолженности, состоявшей в основном из платы жителей домов за услуги, было достаточно для погашения издержек и в 2011, и в 2012, и в 2013 году. Их не хватило только в 2015-м, когда у компании фактически уже не осталось бизнеса.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Да ворюги конченые!!! Вы каримову видели? наглая, вся в золоте сидит. перевела на пацанов свои делишки, хотела слить всю грязь, а тут суды, не получается!