Губернатор области Владимир Городецкий подписал постановление о корректировке предельных индексов роста тарифов.

Традиционная рабочая встреча губернатора Владимира Городецкого с журналистами новосибирских СМИ, которая должна была быть посвящена подготовке к посевной, обернулась сенсацией. Губернатор предложил обсудить более острый, более злободневный вопрос тарифного регулирования и то решение, которое было принято региональной властью и подписано губернатором буквально незадолго до встречи. Решение о корректировке предельных индексов роста тарифов с 1 июля этого года до четырех процентов.

Напомним, что постановление о предельных индексах роста 16 декабря 2016 года. Согласно ему тарифы 1 июля 2017-го должны были вырасти в областном центре — Новосибирске — в среднем на 15 процентов. По холодному водоснабжению — 20, горячему — 15,9, водоотведению — 20,1, отоплению — 14,9, электроснабжению — 3,3 и газоснабжению — 3,9 процента.

В целом по области согласно постановлению рост колебался от 3,5 процентов — Абрамовский, Барышевский, Боровской, Гжатский, Каменский, Отрадненский, Тебисский, Чумаковский сельсоветы, до тех же 15, как в Новосибирске, — Болотное, Каргат, Кольцово, Коченево, Куйбышев, Линево, Маслянино, Мошково, Ордынское, Станционно-Ояшинский, Сузун, Татарск, Черепаново, Чик, Чистоозерное и целый ряд сельсоветов. Важность принятого решения о корректировке предельных индексов роста тарифов до четырех процентов еще и в том, что эти четыре процента будут «потолком» не только для Новосибирска, не только для «Сибэко» и «Горводоканала», но и всех предприятий, оказывающих коммунальные услуги на территории области, в том числе муниципальных предприятий.

Чем руководствовался тарифный регулятор, принимая такое решение? Как пояснил Владимир Городецкий, вопрос эффективности и надежности системы теплоснабжения всегда был для региона одним из ключевых. Особенно это важно для Новосибирска, полуторамиллионного мегаполиса, где проживает 56 процентов населения области. Принимался во внимание, безусловно, и наш сибирский климат. То, что зима у нас семь месяцев, а отопительный сезон — почти восемь. При таких исходных данных вопросы надежной инфраструктуры, жизнеобеспечения города и области в целом объективно не могут быть не приоритетными.

Справедливости ради надо признать, что в предыдущие годы новосибирской власти удавалось (губернатор добавил: «Несомненно, удастся и дальше») избегать каких бы то ни было серьезных, системных сбоев в ресурсоснабжающих системах. Да, технологические аварийные ситуации время от времени случались, но они всегда ликвидировались специалистами очень оперативно, не вырастали до критичных, не сказывались на работе коммунальных служб.

И при этом у нас и раньше был, и сегодня есть один из самых низких тарифов по теплу среди регионов Сибирского федерального округа. (Это было доказано на конференции «ЖКХ, энергосистема и конкурентоспособность регионов», которую на прошлой неделе проводили общественники совместно с энергетиками.) Тариф на водоснабжение также один из самых низких в России. Новосибирская область по этому показателю входит в 15 наименее «дорогих» регионов. (При этом показатель качества воды у нас, напротив, один из самых высоких.)

«Как удалось достичь безаварийности при низких тарифах? — спросил губернатор и тут же ответил: — За счет взаимодействия всех сторон, общего видения проблем с опережающим принятием решений для их устранения. Можно приводить много примеров, когда и как нам это удавалось сделать».

Система большой энергетики создавалась в советское время. Именно благодаря финансовым вложениям в те годы она до сих пор остается надежной. Или пока остается, так как вечного ничего нет. И самая болевая точка системы — очень большой износ, особенно сетевого хозяйства, свыше 70 процентов. И в транзитных сетях большого диаметра, и в разводящих сетях. Поэтому делать вид, что при таком износе система будет такой же надежной, устойчивой и дальше, нельзя. И в ресурсонабжающих предприятиях, и в правительстве области это прекрасно понимают. Поэтому и там, и там ищут пути, возможности решения этого вопроса.

Тарифное регулирование, как сказал губернатор, — это всегда сложный процесс, и происходит он ежегодно. Да, есть регламент, утвержденный Федеральной службой по тарифам, но конечное решение все равно принимается на местах, и всегда в ситуации компромисса. Тарифному регулятору необходимо видеть, с одной стороны, потребителя, то есть всех жителей Новосибирска, малых городов и сельских районов области. Знать их платежеспособность, грубо говоря, потянут они или нет, смогут ли вовремя оплачивать услуги по новому тарифу или нет. С другой стороны, видеть уровень жизнеспособности тех организаций, которые оказывают монопольные услуги. Таких как «Сибэко» в энергетике или «Горводоканал» в водоснабжении. Ошибиться здесь нельзя. Тарифный регулятор несет персональную ответственность перед федеральными органами власти за то, чтобы принятый им уровень тарифов обеспечивал минимальную доходность ресурсовиков. И здесь не важно, частная это компания-монополист или МУП. Компании должны быть живыми, должны работать. А раз работают они на регулируемых рынках, то за их доходность отвечает в том числе и тарифный регулятор.

Поставщик — потребитель. Очень точные и очень сложные весы. Но, как подчеркнул губернатор, в конце концов, власть всегда занимала сторону потребителя — то есть жителей Новосибирска и области. Потому что защищенность людей, их уровня жизни для власти — это все-таки основной приоритет. Потребитель всегда прав.

Владимир Городецкий привел пример последних лет, когда рост утверждался в рамках ограничивающих тарифов. В 2015-м было семь процентов, в 2016 — 3,5, что не покрывало даже уровня инфляции. Не говоря уже о том, чтобы что-то накопить, сделать какой-то задел.

Эти «весы» — низкий рост тарифов в последние годы с одной стороны и высокий износ теплосетевого хозяйства с другой — и стали основой декабрьского решения об увеличении тарифов не на рекомендуемые четыре процента, а в несколько раз больше. И это решение в рамках закона прошло все необходимые процедуры согласования. С местными органами власти Новосибирска — горсоветом и мэрией, всеми представительными органами муниципальных районов. Оно было проверено федеральной антимонопольной службой, российскими министерствами энергетики, экономики, строительства и ЖКХ. И на всех уровнях такой рост тарифов был признан объективным и обоснованным.

Это предыстория, теперь история. Новый год принес региональной власти сразу несколько сюрпризов, о чем губернатор журналистам и сообщил. Первым делом выросли платежи для населения за капитальный ремонт. Немного (на 18 копеек за квадратный метр), выросли фактически на уровень инфляции, но тем не менее. Затем неожиданно изменился порядок начисления по общедомовым нуждам. Если до этого разница между общедомовыми потреблением и индивидуальным разносилась на места общего пользования, то теперь было принято решение считать по нормативам. Пересчет дал рост в 2–2,5 раза. Тоже вроде бы небольшие деньги, но опять рост. И наконец в январе были произведены доначисления за теплоэнергию по итогам 2016 года, что вновь легло на жителей дополнительной нагрузкой.

«Можете мне поверить, я слышу все мнения. Не только участников митингов, я встречался с профсоюзами, общественной палатой, Общероссийским народным фронтом. Нам говорили, когда растут прочие платежи, дополнительная нагрузка в 15 процентов — это высоко. Мы услышали, мы сами это прекрасно видим, поэтому сегодня я и подписал постановление о внесении изменений в предельные индексы роста тарифов. С 1 июля этого года рост скорректирован до четырех процентов, то есть до уровня, рекомендованного постановлением правительства. Вот такое решение», — резюмировал глава региона.

Реальные возможности людей, их платежеспособность учтены. Но, к сожалению, никаким постановлением нельзя отменить проблему износа сетей. Поэтому следующая задача, которую поставил губернатор перед своим правительством (и призвал в помощники общественность), — найти варианты того, как эту проблему решить. Раньше все было понятно: подписаны тройственные соглашения между мэрией Новосибирска, правительством и «Сибэко», мэрией, правительством и «Горводоконалом» о том, куда конкретно пойдут собранные средства. Был составлен выверенный перечень конкретных сетей, которым срочно необходимы реконструкция или замена. Для того чтобы жители не оказались заложниками сложных, критических ситуаций в ЖКХ, не остались без тепла и воды, то же самое теперь нужно сделать при росте тарифов на четыре процента. Это работа фактически уже началась, и губернатор пообещал, что в течение двух недель решения будут найдены.

«Тарифный кризис» в регионе выявил, по мнению губернатора, еще одну проблему — информационную. Все, кто участвовал в конце прошлого года в обсуждении тарифов, были согласны с тем, что повышение объективно, верно, экономически и технически обосновано. Но их доводы, аргументы до широкой общественности, до жителей были не донесены. Большинство до сих пор думает, что в Новосибирской области самые высокие тарифы, выше, чем у наших соседей. Хотя на самом деле все с точностью до наоборот. Поэтому губернатор считает: власть, общественность должны найти варианты более активного взаимодействия. Для этого в качестве основной площадки он предположил недавно созданный общественный межотраслевой совет потребителей. Сейчас в него входят 18 человек, возглавил совет сам Владимир Городецкий. При этом число 18 — не догма, совет открыт для всех неравнодушных и имеющих свое аргументированное мнение новосибирцев.

В этом совете можно будет публично, открыто обсуждать инвестиционные программы компаний-монополистов, мониторить результаты реализации этих программ, оценивать предельные индексы роста тарифов на следующий сезон. А то, что тарифы будут расти и дальше, — это, к сожалению, объективная неизбежность. Инфляцию, какой бы падающей она ни была, сети, которые уже изношены на 70 процентов и будут изнашиваться дальше, никто не отменял.

Владимир Городецкий согласен с тем, что митинг — это законное право всех.

«Выходя на митинг, люди хотят быть услышанными. Общественный совет — это уже диалог, где и власть может услышать и понять позицию общественности, а общественность — услышать и понять позицию власти. Вдвоем нам легче будет найти наиболее правильные решения, а затем максимально понятно донести эти решения до всех людей…»

Виктор Полеванов, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.