Ритуалы нашего городка

0
2861

В 2019 году в ритуальной сфере Новосибирска не произошло главного: она осталась «серой» и ориентированной не на живых людей. 

В 2019 ГОДУ «Новая Сибирь» к темам ритуальной сферы города обращалась не раз, и в основном в связи с событиями, не связанными с выражением почтения к покойным. Депутат городского Совета, председатель комиссии по предпринимательству Игорь Салов считает, что главная причина всех злоупотреблений в деликатном ритуальном процессе в том, что существенная доля рынка этих услуг остается «серой» — непрозрачной, нерыночной.

«Чтобы это изменить, не надо изобретать велосипед, — говорит он. — Власти должны больше доверять бизнесу, но при этом следить за соблюдением законодательства».

Памятник участнику Великой Отечественной войны Константину Николаевичу Власову: его захоронение в рамках программы «Белый тополь» было перенесено на воинский мемориал Заельцовского кладбища
Памятник участнику Великой Отечественной войны Константину Николаевичу Власову: его захоронение в рамках программы «Белый тополь» было перенесено на воинский мемориал Заельцовского кладбища

В марте 2019-го силовики провели обыски в муниципальном казенном учреждении «Ритуальные услуги» и арестовали заместителя директора учреждения Якова Дистенфельда (его вскоре отпустили под подписку о невыезде, и с тех пор о ходе следствия по его уголовному делу ничего не известно). Новосибирские общественники, поделившиеся с пользователями соцсетей подробностями задержания и фотографиями изъятых у подозреваемого оружия и драгоценностей, предполагали, что в фабуле уголовного дела будут истории о некорректном взаимодействии муниципальной функции и частных компаний.

В июле Россия обсуждала разоблачение проекта по незаконному задержанию журналиста Ивана Голунова. Отвечая на вопросы о возможных заказчиках спецоперации коррумпированных правоохранителей, он прямо назвал фигурантов своего расследования о московской «ритуалке». Но оказалось, что Новосибирску тоже есть о чем рассказать. «Новая Сибирь» вспомнила, в частности, о потерявшемся из виду уголовном деле по фактам тесного взаимодействия областного бюро судебно-медицинской экспертизы с частниками. В 2018 году журналист сдал документы о смерти человека в окно областного учреждения здравоохранения, а деньги за оформление документов с него взял индивидуальный предприниматель. Прокуратура Новосибирска усмотрела в этом признаки мошенничества, а материалы проверки, подтверждающие эти факты, направила в полицию с просьбой решить вопрос об уголовном преследовании в отношении «неустановленного лица из числа руководителей ГБУЗ НСО «Новосибирское областное клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» и индивидуального предпринимателя Галины Монаховой.

Наконец, в октябре пришла беда и в семью уважаемого деятеля новосибирского ритуального рынка Сергея Якушина: следователи регионального управления СК России предъявили обвинение в получении взятки заведующему патологоанатомическим отделением горбольницы №  1, а менеджеру ООО «Некрополь», входящего в группу предприятий Якушиных, — соответственно, в ее даче. После этого определенные следственные действия прошли и у членов семьи предпринимателя. Они потом заявили, что в отношении них и их предприятий «сфабрикованы уголовные дела».

«В ритуальных услугах изменилось многое, но не главное, — комментирует Игорь Салов. — Да, их качество теперь на совсем ином уровне. Граждане привыкли к залам прощания, проведению трапезных церемоний в специальных местах, а не в тех же кафе, где играют свадьбы. Изменился транспорт — это теперь специализированные ритуальные машины. Появился соответствующий персонал. Но в некоторых составляющих все по-прежнему. В квартиры с еще не остывшими покойниками идут «черные агенты», купившие информацию о человеческом горе либо у людей в белых халатах, либо у людей в погонах».

С ним согласен и его коллега Сергей Бондаренко, тоже депутат городского Совета, директор муниципального предприятия «ИМИ», отдавший ритуальной сфере более тридцати лет и сформировавший свою квалификацию на лучших мировых практиках. Он о своем бизнесе может рассказывать долго, но в этих рассказах будет о другом. Например, о его программе «Белый тополь», в рамках которой восстанавливаются памятники выдающимся новосибирцам, формируются примечательные места на городских кладбищах, издаются книги по истории города. «Эта работа не связана напрямую с деятельностью «ИМИ», но она подчеркивает значимость похоронного дела для памяти, для будущего. И важность того, чтобы им занимались профессионалы, а не дельцы. Увы, при существующем отношении этой нарождающейся светской культуре пробиваться к людям совсем не просто».

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.