Российский ИТ-рынок: кому война, а ему мать родна

0
1652

НЕСМОТРЯ на непростые времена, сфера ИТ в России не во всех сегментах, но растет. В немалой степени это связано с преференциями для отечественных компаний. В связи с «войной санкций» и виртуализацией всех сторон жизни переход на отечественные программные и аппаратные решения стал вопросом национальной безопасности…

По данным Gartner Research, в 2015 году мировой ИТ-рынок «просел» на три процента. Отечественный сегмент в рублевом эквиваленте в среднем сократился примерно на 20 процентов.

Однако не все так плохо. В связи с повсеместным сокращением бюджетов на ИТ вырос спрос на аутсорсинг и «облачные» решения. А также на «импортозамещение».

Тенденции

Западные санкции против России и скандалы по нарушению «прайвеси» корпоративных сетей компаний и электронных «аккаунтов» частных лиц западными спецслужбами стали нормой жизни. Выросли риски угроз национальной безопасности России.

Как следствие, с 1 января 2016 г. государственным органам в России разрешено закупать иностранное программное обеспечение только в том случае, если сопоставимое российское ПО отсутствует или не соответствует обоснованным требованиям заказчиков.

Поэтому любая возможность применения западного ПО и оборудования на «государевой службе», а также в патриочески настроенных частных компаниях просеивается через мелкое сито. Переход бюджетного сектора (особенно исполнительных и силовых органов) и предприятий ВПК полностью на отечественное или «свободное» ПО — вопрос близкого будущего. А за ними неизбежно «подтянутся» смежные отрасли и бизнес.

Как только началось создание реестра российского ПО, деятельность разработчиков резко активизировалось.

С 1 января 2017 года госкомпании при любых закупках обязаны отдавать приоритет товарам, работам и услугам российского производства перед импортными. Исключением станут закупки у единственного поставщика. В текущей ситуации большинство игроков пытаются найти свою рыночную нишу в области сервиса и аутсорсинга, услуг и продуктов.

Точки роста

Динамика развития различных сегментов ИТ-рынка неравномерна. На фоне падения сегментов серверов, СХД (систем хранения данных) и коммутаторов Ethernet в лидеры выбились конвергентные решения, флеш-память для систем хранения данных (СХД), решения для облачных дата-центров. А также решения в области информационной безопасности. Риски потерь от несанкционированного доступа в корпоративные сети, разрушения и утери коммерческой информации в сложные времена всегда возрастают.

Бизнес гибко подстраивается под новую «линию» государства. Растет список включенных в официальный реестр «патриотических» программных средств. На начало апреля 2016 г. в реестр было включено уже более 300 продуктов. В фазе бета-тестирования находится ОС (операционная система) «Мой офис».

Аппаратное обеспечение и периферия в основном собираются из комплектующих стратегического партнера России — Китая. Однако и здесь не обошлось без прорывов. Ижевский радиозавод начал производство отечественных персональных компьютеров «Эльбрус-401» на основе процессоров «Эльбрус-4С». Российская компания Fastwel начала разработку на базе отечественного процессора «Байкал-T1» вычислительного модуля для бортовых автоматизированных систем ответственного применения. Кстати, под процессор «Байкал» российские производители уже начали изготавливать материнские платы, выпускать ОС и программные библиотеки и т. п.

В отчете Russia Internet of Things Market 2016—2020 Forecast IDC заявляет, что в этом году российские организации инвестируют более $4 млрд в интернет вещей (IoT). Сценариями, получившими самый высокий уровень инвестиций в российских организациях на сегодня, являются:

Управление производственными активами — позволяет удаленно отслеживать, контролировать и поддерживать производственное оборудование, включает в себя анализ состояния оборудования в режиме реального времени, диагностику и возможность предотвращения неполадок до их возникновения. Мониторинг грузоперевозок — позволяет использовать технологии радиочастотной идентификации (RFID), GPS, GPRS и географической информационной системы (ГИС) для создания интеллектуальных транспортных систем, осуществлять мониторинг местоположения, маршрутов, условий перевозки грузов в режиме реального времени.

Интеллектуальные энергосистемы (SmartGrid) — системы, построенные на принципах активного децентрализованного взаимодействия между различными элементами сети в режиме реального времени, служащие для повышения эффективности, безопасности и надежности энергоснабжения.

Степень проникновения интернета вещей в России зависит от уровня государственной поддержки и осознания бизнесом тех преимуществ, которые принесет IoT. Какие новые перспективные возможности дают системы автоматизации? О влиянии уровня автоматизации на эффективность бизнеса рассказывают эксперты «Новой Сибири».

Информационная безопасность

Согласно данным квартального отчета Microsoft, в IV кв. 2015 года в России с вредоносным ПО столкнулись 28,7 процента компьютеров против 20,8 процента в целом в мире

В отчете отмечается рост общего количества угроз. Самой распространенной категорией стали трояны: они обнаружены на 16,6 процента ПК. Вторыми стали загрузчики троянов и дропперы (4,1 процента), а третьими — программы-обфускаторы и инжекторы (3,5 процента). Отдельно приводится статистика по нежелательному ПО. Наиболее часто встречаются модификаторы браузера (9,2 процента устройств). Второй по распространенности вид — инсталляторы нежелательных программ (5,9 процента), третий — рекламное ПО (3,2 процента). Также для проведения фишинговых атак и распространения вредоносного ПО злоумышленники используют интернет-сайты.

Как говорит управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков (г. Москва), с весны 2015 по весну 2016 года жертвой того или иного киберинцидента стала практически каждая российская организация (данные исследования «Информационная безопасность бизнеса», проведенного «Лабораторией Касперского» и B2B International в 2016 году). По признанию респондентов, в среднем ущерб от одного инцидента для крупных российских компаний составляет 11 миллионов, а для предприятий СМБ — 1,6 миллиона рублей.

Согласно результатам такого же опроса в 2015 году, основную опасность в сфере ИБ представляли внешние угрозы. Первые два места остаются за вредоносным ПО (71 процент) и спамом (70 процентов). Около половины пострадавших потеряли какие-либо данные. Хотя от внутренних угроз пострадало меньшее количество компаний, их число остается внушительным — 83 процента. Ключевыми рисками внутри компании по-прежнему остаются уязвимости в ПО (48 процентов) и незнание сотрудниками правил IT-безопасности, приводящее к случайным утечкам данных (37 процентов). Часто утечки происходят случайно. Среди новых источников угроз информационной безопасности такие развивающиеся технологии, как использование SaaS-модели (ПО как услуга).

Что касается информации, которую похищают, то чаще всего злоумышленников интересуют внутренние операционные данные (40 процентов), финансовая информация (36 процентов) и интеллектуальная собственность (31 процент).

Финансы подвергаются риску, потому что больше трети предприятий (39 процентов) используют для проведения финансовых транзакций Wi-Fi, а еще 19 процентов — мобильные устройства. Кроме того, в 58 процентах случаев клиенты респондентов предпочитают проводить оплату онлайн, и 50 процентов используют для этого разные устройства. Как следствие, каждая четвертая компания замечает рост финансовых атак с использованием вредоносного ПО и фишинга. При этом треть организаций признается, что не всегда может распознать мошенническую транзакцию.

Тем не менее, несмотря на растущую угрозу, только 54 процента компаний используют какие-либо решения для защиты финансовых транзакций. 17 процентов предпочитают предпринимать только реактивные меры, направленные на устранение последствий инцидента. Почти каждая десятая компания (8 процентов) считает, что так выходит дешевле и эффективнее.

По словам менеджера по продуктам для сегмента СМБ «Лаборатории Касперского» Дениса Мерцалова (г. Москва), в России руководители небольших компаний не уделяют достаточного внимания информационной безопасности, а расходы на нее распределяются по остаточному принципу. В первую очередь владельцы беспокоятся о продажах, маркетинге, бухгалтерии, что в результате приводит к росту расходов на ликвидацию последствий киберинцидентов.

В результате киберинцидентов компании СМБ терпят крупные убытки, которые вызваны вынужденным простоем, упущенной прибылью и необходимостью нести дополнительные расходы на услуги ИТ-специалистов. Злоумышленники во многих случаях получают доступ к внутренней деловой информации, включая электронную почту, финансовые документы, бизнес-планы и т. д. Также могут быть похищены персональные данные не только сотрудников, но и клиентов

Многие методики, которые вирусописатели раньше применяли в атаках на домашних пользователей, все чаще используются применительно к бизнесу. Причем атаки стали более избирательными и продуманными. В качестве жертвы выбирается сотрудник, обладающий доступом к конфиденциальной и критически важной для бизнеса информации, — бухгалтер, юрист, генеральный директор. В пятерку самых распространенных угроз, которым подвергается СМБ-сегмент, входят: вирусные атаки и вредоносные программы, уязвимости в ПО, случайные утечки в силу человеческого фактора и фишинг, а также сетевые атаки. Также среди предприятий смб-сектора распространены DDoS-атаки, которые могут быть результатом недобросовестной конкурентной борьбы.

Большое распространение получили мобильные угрозы. Все больше небольших компаний интегрируют мобильные устройства в собственную инфраструктуру, не внедряя продукты для обеспечения безопасности смартфонов и планшетов. Как следствие, мобильные устройства теряются либо могут быть украдены, а злоумышленники получают доступ к конфиденциальной информации.

Отдельная «песня» — программы-шифровальщики. Во-первых, сумма, полученная в качестве выкупа от организаций, может быть куда более значительной, чем от пользователей. А во-вторых, шанс, что выкуп будет заплачен, в случае пострадавшей организации выше — компании подчас просто не могут функционировать, если критичная для их деятельности информация зашифрована и недоступна.

Примеры киберинцидентов в СМБ-секторе от Дениса Мерцалова («Лаборатории Касперского»):

После трудового дня аудитор проводит вечер в баре и, выходя из него, ловит машину и оставляет в ней планшет с результатами отчетов. На следующий день таксист сдает планшет в ломбард, а еще через неделю у директора аудиторской компании раздается звонок с предложением выкупить планшет с отчетами. Стоимость выкупа — квартальный доход компании.

Сеть салонов красоты. В каждом — один ноутбук. Он является источником музыки, инструментом для хождения по социальным сетям, кассовым аппаратом с подключенным к нему ПОС-терминалом. В результате вирусной атаки ПОС-терминал перестает работать, и салон не может выдать чек постоянной клиентке, по совместительству жене одного из чиновников администрации района. В результате в салон приходит налоговая проверка.

Главный бухгалтер торговой компании — женщина «за 50». Она держит все связи в своих руках. В результате злоупотребления социальными сетями она однажды видит баннер-блокиратор, где написано, что владелец компьютера долгое время увлекался просмотром видеоматериалов 18+, в наказание ему придется заплатить штраф и за ним уже выехали представители спецслужб…

Аутсорсинг печати

В России около 2/3 организаций не могут оценить затраты на документы. Между тем от 5 до 15 процентов их оборота — затраты на документооборот. 45 процентов документов на бумажных носителях выбрасываются в первые сутки. В среднем затраты на документооборот составляют 15 000–25 000 руб. в год на одного сотрудника.

Постоянно растущий объем документооборота влечет за собой расширение и усложнение печатной инфраструктуры. Избыточность техники, непроизводственная печать и поломка оборудования приводят к тому, что совокупные затраты на печать бесконтрольно повышаются.

«Одна из услуг нашей компании — аутсорсинг процесса печати по методологии XPPS (Xerox Print Partner Program), — рассказывает начальник сектора копировальной и множительной техники «НТЦ Галэкс» Анастасия Казакова (г. Барнаул). — Фактически мы берем под свой контроль все процессы печати документов заказчика. Это позволяет ему упростить работу с большими объемами документов, автоматизировать бизнес-процессы печати и сократить финансовые затраты. Как показывает опыт, в результате экономия затрат на печать может достигать 30 процентов».

Услуга подразумевает привлечение профессионального поставщика для управления устройствами печати. Она включает в себя контроль загрузки и эффективности использования парка печатной техники, рекомендации по его оптимизации, поставку и настройку оборудования, обучение пользователей, профилактическое обслуживание, проактивный сервис и замену расходных материалов

Контракт на аутсорсинг печати подразумевает единый счет на все услуги ежемесячно на основании фактически выполненного объема печатных работ.

Таким образом, от неконтролируемого роста затрат на печать заказчик приходит к прозрачной системе, позволяющей контролировать объемы печати, регулировать и прогнозировать расходы.

Системы финансового и управленческого учета

По словам директора новосибирского ООО «ИТС» Елены Ильяшенко, «средства автоматизации — это удобный инструмент для получения реальной картины жизнедеятельности предприятий, анализа проблемных мест в бизнес-процессах организаций.

 Сегодня каждое российское предприятие теряет в среднем в год до 30 процентов клиентов. Затраты на привлечение новых клиентов в разы превышают затраты на их удержание. При этом всего лишь два-три процента российских предприятий используют автоматизированные решения «1С» или других компаний для управления взаимоотношениями с клиентами. Программа «1С: СРМ» позволяет навести в этом деле порядок, понять, кто из клиентов реально приносит доход, а кто давно потерян. Использование программы «1С: СРМ» до пяти раз ускоряет основные бизнес-процессы. В два раза ускоряется разбор жалоб клиентов. Согласование коммерческих предложений, договоров и других документов; ввод в работу нового сотрудника происходит до 10 раз быстрее. Практически до нуля сокращаются случаи непреднамеренных ошибок персонала и потери информации. Это лишь небольшой пример того, чем могут помочь программы автоматизации бизнес-процессов. Так, автоматизация таких ключевых процессов, как продажи и маркетинг, помогает улучшить экономические показатели и не отдать своих клиентов конкурентам».

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.