«Сокол» из Соколово: Сколько зарабатывают агрокоптеры?

0
1120

Агропредприятие из Колыванского района более 10 лет внедряет цифровые технологии и готово предоставить свои наработки участникам отрасли.

Руководитель ООО «Соколово» Анатолий Степанов не первый год представляет участникам регионального агропромышленного комплекса результаты своих наработок в цифровизации сельхозпроизводства. В этом году он привез на Сибирскую аграрную неделю не только цифры, показывающие эффективность этого направления, но и реального цифрового «труженика полей» — представленный на выставке комплекс (внешне — просто компактный квадрокоптер, который компания оснастила силами собственного РТМ) уже в этом году зарабатывал для хозяйства неплохие деньги.

Внешне «Сокол» — просто компактный беспилотник, но после включения в технологическую цепочку он начинает приносить хозяйству серьезные деньги.

«Новая Сибирь» давно следит за развитием предприятия. На агрофоруме в 2023-м Анатолий Степанов на его опыте раскрывал тему точного земледелия и использования в сельхозпроизводстве беспилотных технологий: начав в 2009 году с составления электронных карт полей, внедрения спутникового мониторинга, электронной весовой и контроля движения товарного потока, к 2015 году хозяйство уже опробовало беспилотники в качестве инструмента для агрономов. Поля в «Соколово» стали технологическими траекториями с точностью 2,5 сантиметра.

Компания представляла план развития системы до 2030 года. Путь от базового уровня, позволяющего удаленно видеть, где и в какую сторону движется трактор, к «венцу» — дифференцированному посеву, внесению удобрений, точечному земледелию. Сегодня руководитель докладывает: цифровизация внесения средств защиты растений, отработанная в 2024 году, — это «примерно середина».

«Каким-то непостижимым образом 2023 год в плане мы обозначили как этап применения БПЛА при проведении химобработок, — рассказывает Анатолий Степанов. — Немного сдвинули — сегодня 2024-й, но ведь почувствовали верно. Следили за литературой, получали информацию, смотрели, как это работает. План составляли на свой страх и риск, предполагая, что этим придется заниматься. И все удивительным образом совпало с реальным календарем».

В прошлом сезоне, рассказывает агроинвестор, «Соколово» столкнулось с проблемой серьезной засоренности поля — так сложились погодные условия, что сорняки разошлись настолько, что хоть поле бросай. Надо было идти на это зло с непримиримой войной. Нашли компанию, предлагавшую услуги с применением БПЛА, обработали 1300 гектаров…

«Получилось так эффективно, что нам это не просто понравилось — мы увидели будущее. Мы заплатили за услугу и задумались: а не пойти ли нам дальше? Когда взвесили, из чего состоит технология обработки поля при помощи БПЛА, то поняли, что можем сделать такую своими силами, в РТМ. За зимний период, закупив подсказанные подрядчиком комплектующие, сделали вот этот комплекс — сегодня он стоит здесь, на выставке. Называется «Сокол». Мы сильно не мудрили: Соколово — значит, «Сокол», — рассказывал Степанов на специализированной сессии агрофорума.

Предложенное решение доработали, усовершенствовали — получилось две платформы, на одной — два квадрокоптера, система зарядки и заправки, на второй — приготовление раствора для обработок. В работу запустили уже в этом сезоне. Подготовили кадры, выделили двух инженеров, прошли лицензирование: фактически пришлось создать отдельное подразделение. Итог: при помощи «Сокола» обработано 2500 гектаров.

«Сначала мы думали, что будем тяготеть к участкам сложной конфигурации, но оказалось, что система прекрасно работает и на просторах, только производительность увеличивается, — рассказывает руководитель хозяйства. — Производительность довели до 200 гектаров в смену, и я думаю, что это не предел».

Особенностью нынешнего этапа развития цифровизации в хозяйстве Анатолий Степанов считает наработанный с опытом скепсис по отношению к так называемому «точечному земледелию». Период восторженного отношения прошел, появилось понимание сути: у этого процесса так много слагаемых, что сейчас говорить о его внедрении рановато. Все необходимые операции уже выполняются, но технологическая цепочка, в которую они объединены, пока не готова. «Опций много, а целого нет», — резюмирует Анатолий Степанов.

Однако свои реальные результаты «Соколы» в этом году уже представили, в том числе и губернатору Новосибирской области. Глава «Соколова» раскладывал их по полочкам, сравнивал с итогом работ по классической технологии. Классика — это стандартный опрыскиватель, у нас их на нашей площади три, 30-метровые «Джондиры». При сравнении с «Соколами» они проигрывают однозначно.

На Сибирской аграрной неделе с беспилотным комплексом «Соколово» ознакомились губернатор Андрей Травников и замминистра сельского хозяйства Максим Титов.

«По классической технологии мы насчитали 63,5 миллиона, по беспилотной — 16,6. Почти в четыре раза разница. Самая резко выделяющаяся статья — это количество раствора. В первом случае мы работаем в диапазоне 100-250 литров на гектар, а здесь 10 литров. Персонал для обслуживания: в первом случае 6 человек — здесь 2. Ну и по горючему. В случае с «классикой» надо запускать целую технологическую карусель, плюс транспорт, который подвозит раствор. А здесь наши две платформы в начале смены выезжают на обрабатываемое поле и работают всю смену. В первом случае ГСМ обходится в 412 рублей на гектар, а в новых системах 125. Понимаете разницу, да?», — обращался Степанов к коллегам по отрасли.

В качестве обработки двумя способами особой разницы хозяйство не увидело. Зато по эффективности новая технология показывает реальный прорыв. В классической схеме большая роль за человеческим фактором. Диспетчер в оперативном центре управления через телеметрию получает параметры, может отреагировать и поправить что-то, но огрехи все-таки бывают. Впоследствии они проявляются на поле в виде пропущенного сорняка. «Сокол» решает эту проблему простым способом: в случае ошибки сама система дает команду беспилотнику вернуться на станцию и исправить проблему.

Еще один эффект — отсутствие «натаптываний». «Мы просчитали: при классической технологии примерно 4-5 процентов пашни уходит на технологическую колею, — комментирует Степанов. — В наших условиях это дает потери примерно 2000 тонн зерна за сезон. Это приличные потери, приличные деньги».

Резюме по нынешнему сезону: «Соколово», работающий сегодня на четырех агрокоптерах, планирует мощность подразделения увеличивать. От классических опрыскивателей пока не отказываются — этого не случится, пока технология не будет отработана безукоризненно и безотказно. А достигнутые компетенции компания решила конвертировать в рыночную услугу: теперь, когда ясна себестоимость обработки одного гектара, ее несложно сопоставить с рыночной стоимостью обработки, и хозяйство готово конкурировать.

Ну и, наконец, представив свой продукт на главной аграрной выставке, «Соколово» готово поставлять отрасли и его.

«Так что не исключаю, что скоро в Колыванском районе появится завод по производству беспилотных комплексов по отработке химическими растворами. Такая теперь стоит задача», — подводит черту Анатолий Степанов.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Фото из группы Сибирской аграрной недели на vk.com

Ранее в «Новой Сибири»:

Анатолий Степанов: Главный эффект цифровизации — система управления

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.