Дмитрий Доев и Игорь Снегуров, два ключевых бенефициара группы «ВИС», не смогли оспорить арест своих счетов и недвижимости на сумму более 800 млн рублей. Он был наложен Арбитражным судом Новосибирской области по ходатайству одного из кредиторов входящей в «ВИС» компании «Экология-Новосибирск».
С инициативой введения обеспечительных мер выступила бердская компания «Экосервис». Это один из транспортировщиков мусора, которому «Экология-Новосибирск» начала не полностью оплачивать услуги еще в 2019 году, в самом начале выполнения обязанностей регионального оператора по обращению с ТКО. В итоге за весь срок сотрудничества с нерадивым партнером накопился долг в 55 млн рублей.
«Мы просто хотим получить деньги за свою работу, а больше нам комментировать нечего, — пояснила «Новой Сибири» директор компании Жанна Теличко. – У наших действий нет никаких скрытых смыслов, я не знаю этих людей, даже фамилии их не помню. Мы — коммерческая структура, оказывали услуги, у нас подписаны акты, мы выиграли суд, и эта обеспечительная мера – только лишь дополнительная гарантия того, что нам удастся защитить свои права».
Неплатежи регоператора коснулись многих участников мусорной индустрии, многим пришлось пойти на банкротство. А в марте 2023 года конкурсное производство было введено и в «Экологии-Новосибирск». По данным на март 2024-го, включенная в реестр кредиторов задолженность бывшего регоператора составляет 874,198 млн рублей.
В числе лиц, которые могут понести субсидиарную ответственность по этой сумме, могут оказаться пять юридических лиц, среди которых ООО «ПФ ВИС» и АО «Группа «ВИС», а также десяток физических. В том числе, например, Татьяна Бобырева, Игорь Фраинт, Кирилл Гапеев, Андрей Чемодуров, Игорь Снегуров и Дмитрий Доев. Последних двух называют ключевыми бенефициарами группы.
Суд требования кредитора удовлетворил. Согласно решению, в пределах суммы долга наложен арест на денежные средства на банковских счетах «с учетом правил о сохранении величины прожиточного минимума», на недвижимое имущество. Соответствующим госорганам запрещено регистрировать действия по отчуждению и обременению имущества, долей в уставном капитале хозяйственных обществ и ценных бумаг.
Решение вступило в силу сразу — 15 марта. А уже 2 апреля 7-й арбитражный апелляционный суд рассмотрел и ходатайства главных героев новосибирской мусорной истории: Дмитрий Доев и Игорь Снегуров просили аресты и запреты отменить. Забегая вперед: оба требования суд оставил без удовлетворения.
Представитель Дмитрия Доева обосновал свое обращение тем, что обеспечительные меры нанесут ему значительный ущерб, негативно отразятся на его финансовом положении, загонят в долги перед контрагентами и даже налоговыми органами. Он не сможет содержать лиц, находящихся на его попечении и проживающих с ним, ущемят и подорвут его деловую репутацию. Он полагал, что возможный ущерб для кредиторов будет даже меньше. Да и вообще риск причинения им ущерба считал недоказанным.
Дмитрий Доев до января 2024 года являлся генеральным директором группы компаний, а теперь занимается стратегическим развитием бизнеса в совете директоров. Но еще он соучредитель ООО «Тридцать седьмая концессионная компания» и ООО «Управление золотыми активами», поэтому связанные с обеспечительными мерами риски он экстраполировал на них. Его товарищ по арестам Игорь Снегуров – член совета директоров, владеет долями во многих компаниях, имеющих отношение к группе, но еще и является генеральным директором одной из них – ООО «ВИС Групп 1». Поэтому его мотивы были еще более вески. Представитель топ-менеджера заявил, что из-за наложения обеспечительных мер ГК «ВИС» не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках, а это уже непосредственный ущерб хозяйственной деятельности.
Как ситуация сказалась на бизнесе группы, компании которой заняты в проектах многих регионов России, в том числе и в Новосибирской области? Руководитель департамента ГК «ВИС» по корпоративным коммуникациям Сергей Козловский считает, что никак: «У нас не случайно дивизиональная структура холдинга. Каждый дивизион – это автономное по сути направление деятельности, каждая компания – самостоятельное юридическое лицо. Поэтому действия в отношении одной компании на других не сказывается».
По поводу дальнейших действий бенефициаров «ВИС» в судах представитель группы сказал, что все необходимые меры будут приняты, а какие именно – это «сугубо юридический вопрос, который решается исключительно в юридической плоскости».
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: