Областные депутаты напомнили, что аграриям все еще грозят штрафы, хотя тех, кто может быть оштрафован, становится меньше
Сельхозпредприятия Новосибирской области перешагнули двухмиллионный рубеж по валовому сбору зерновых. Это, конечно, не три миллиона прошлогоднего результата, но цифра принципиальная: с учетом того, что начало нынешней полевой кампании проходило в условиях чрезвычайной ситуации, выйти на рубеж, обеспечивающий внутренние потребности региона, было серьезной задачей. И, тем не менее, на 8 октября было убрано свыше 76 процентов площадей, занятых зерновыми.
О текущей ситуации с урожаем на заседании комитета Заксобрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям доложила замминистра сельского хозяйства региона Светлана Невзорова. По ее словам, тяжелый контекст помогли исправить погодные условия последней недели. «Хозяйства вышли на максимальную выработку — порядка 54 тысяч гектаров ежедневно, — рассказала замминистра. — Для обмолота зерна задействовано 3357 зерноуборочных комбайнов, хозяйства, уже закончившие уборку (а таких порядка 50), помогают отстающим, предоставив 120 комбайнов».
Депутаты, на глазах у которых в конце весны — начале лета разыгрывалась драма вокруг экстремальных погодных условий и небывало позднего окончания посевной, попали в мир, где все стало не так уж и плохо. Председатель комитета Олег Подойма поинтересовался, есть ли поля, где зерно не успевает вызреть. Светлана Невзорова ответила, что, конечно, такие участки есть — в основном в Усть-Таркском и Татарском районах.
Зампредседателя комитета Глеб Поповцев уточнил: не приведет ли выход на двухмиллионный показатель к тем же проблемам, с которыми область расхлебывалась в прошлом году? «Я говорю о хранении, о влажности зерна, о трудностях с вывозом и отгрузкой урожая», — уточнил он.
Другой зампредседателя комитета, Денис Субботин, напомнил о необходимости защиты крестьян от плохого развития событий на полях. Когда аграрии боролись с весенней непогодой, им обещали скорректировать соглашения об оказании государственной поддержки в том ключе, что в случае невыполнения плановых показателей из-за погодных условий им не пришлось бы платить за это штрафные санкции. «Министр нам с апреля обещает заключить дополнительные соглашения ввиду форс-мажорных обстоятельств, — напомнил зампредседателя. — Уже октябрь, а допсоглашений все нет».
Позже, подводя итоги комитета, Олег Подойма про эти допсоглашения выскажется уже дипломатичнее: логично дождаться результатов уборочной, а потом вернуться к вопросу. Мол, поскольку погода труженикам села пока благоволит, можно надеяться, что таких соглашений и не понадобится.
Между тем прогноз на финансовый итог уборки пока выглядит весьма тревожным. В информации Минсельхоза прозвучали данные о том, что по ГСМ в области идет подорожание, дизельное топливо стоит более 54 тысяч рублей за тонну. Не самая позитивная тенденция просматривалась и в информации Станислава Тишурова, директора Новосибирского филиала Россельхозбанка (успевшего в этом году побывать в шкуре вице-губернатора, отвечающего за развитие сельских территорий). Он привел цифры, свидетельствующие о некотором снижении суммы краткосрочных кредитов, выданных на сезонные полевые работы. При общем объеме выданных за девять месяцев года сельхозкредитов в 6,6 млрд (на 400 млн больше, чем за тот же период 2017-го) сумма инвестиционных кредитов выросла на 700 млн, а краткосрочные, соответственно, снизились на 300.
Да и по инвестпроектам депутаты не могли не отметить, что в ситуации, когда все показатели покрывают три-четыре самых крупных предприятия региона, картину эти цифры не дают. «Видеть бы остальную картину, — высказал пожелание Денис Субботин. — А то эти четверо на другом уровне жизни, в другой вселенной».
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»