Еще не известен будущий мэр города, а общественность уже принялась ревизовать наследие команды Анатолия Локтя. Авторитетное издание «Сводка ЦДЖ» опубликовало занятное исследование муниципальной политики в отношении рынка наружной рекламы и нашло в деятельности руководителя формирующего ее управления «поводы для более жестких решений», чем просто кадровые. При этом в публикации просматривается намек на злоупотребление полномочиями, которые могли привести к серьезному ущербу для города.
Управление художественного облика мэрии Новосибирска, которое возглавляет Олег Хорошунов, стало предметом исследования не случайно. Это подразделение – одно из тех, в задачу которых входит наращивание муниципальных доходов, а потому профессионализм и эффективность его деятельности новый глава Новосибирска должен будет экзаменовать в первую очередь. Тем более что вопросы к ней возникали еще при «прежней власти».
«Отношение бывшего мэра Анатолия Локтя к этим вопросам казалось поверхностным, он часто заступался за подчиненных, которых критиковали за недостаток рвения в заработке для города. Если новая метла вооружится счетами, какие результаты она насчитает?» — задается вопросом «Сводка ЦДЖ».
Что находят в послужном списке Олега Хорошунова исследователи издания? В первую очередь — скандальные поводы для СМИ в контексте конфликтов с операторами рынка наружной рекламы: «в одних случаях чиновники демонтировали старые конструкции, в других не давали ставить новые». Во-вторых — и в главных, — разрушение существовавшей системы распределения рекламных мест и возведение на ее месте нового инструмента – непрозрачного и, как утверждается, неэффективного.
До Хорошунова, который пришел в мэрию в 2020 году, право размещения рекламных конструкций, определенное схемой размещения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» и утвержденной горсоветом, разыгрывалось на торгах и аукционах. На момент назначения чиновника их было 2638, в том числе 447 мест, которые можно было выставлять на торги без договоров. Только от продажи этих 447 выручка для бюджета составила бы как минимум 64,8 млн рублей, считает «Сводка ЦДЖ». А если бы при розыгрыше возникал торг, то процентов на 50 больше, а это уже 95 млн рублей за год. Умножаем на 10 лет – срок пользования местом – и получаем почти миллиард рублей. А если бы муниципалитет вывел на аукцион все места из схемы 2019 года, единовременный доход превысил бы 364,2 млн рублей за год.
«Но Хорошунов взялся откладывать крупные аукционы, проводя то здесь, то там штучные торги и попутно сокращая количество конструкций, — пишет «Сводка ЦДЖ». — В актуальной схеме, утвержденной 01.08.2023, осталось лишь 1490 мест. Количество щитов 3×6 (самый популярный формат) уменьшилось с 1461 до 1003, суперсайтов — со 194 до 63. Почти полностью уничтожен формат «афиш»: на момент прихода Хорошунова их было 220, сейчас 15. Эти носители используются не столько для рекламы, сколько для информирования горожан, их активно используют в столицах. В Новосибирске «афиши» изживают под корень, из-за чего уже обанкротился один участник рынка — компания «Магистраль медиа».
Доход от торгов на оставшиеся в актуальной схеме 1490 мест при тарифе 2021 года издание оценивает в 213,7 млн рублей, а 150,5 млн недополученной разницы умножает на десять лет контракта и получает еще минимум 1,5 млрд рублей.
«Выглядит это так, будто чиновник режет куриц, несущих золотые яйца. Рекламные носители не требуют от города ресурсов. Доходы от аренды для города — деньги из воздуха. Странно от них отказываться на фоне вечной нехватки средств на дороги и социалку», — констатирует «Сводка».
Самое интересное, что глава УХО сокращение количества конструкций ставит себе в заслугу. «Теперь мы не относимся к рекламе на улицах только как к бизнесу, который должен пополнять бюджет. В первую очередь реклама должна помогать людям, делать их жизнь комфортнее и при этом не уродовать город», — говорил он изданию ksonline.ru.
Но «Сводка ЦДЖ» смотрит на этот результат, полученный в растущем вширь городе, как на свидетельство упущенных доходов бюджета. И приводит опыт соседних городов: в Иркутске в октябре 2023 года продано 84 места под видеоэкраны за 300 млн рублей, в Барнауле в январе 2024 года — 77 мест за 280 млн. За десять лет контракта это принесет, соответственно, 3 и 2,8 млрд.
О том, что новосибирское УХО отстает от современности и технологически, и организационно, приходится слышать от экспертов и операторов рынка. Кроме этого, «Новая Сибирь» рассказывала о затянувшихся конфликтах муниципалитета с «наружниками». Вместо того чтобы налаживать отношения с «курицами», ведомство Хорошунова все последние годы приоритетом видело сокращение рекламных конструкций. Причем у одних операторов сокращали больше, у других — меньше.
Чем обоснована избирательность такого подхода? Для ответа на этот вопрос «Новая Сибирь» намерена вникнуть в договорную практику, а также направить запросы в правоохранительные органы.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Не все видео, что мельтешит: Рекламный щит едва не приняли за экран