Новосибирские пчелы погибли от яда, который им не предназначался.
Пчеломор, три недели назад нанесший ущерб пасечникам в трех районах Новосибирской области, официально подтвержден лишь в одном — Черепановском. Как сообщили «Новой Сибири» в региональном управлении ветеринарии, виновные установлены, и теперь пасечники в суде могут добиваться компенсации ущерба.
Три недели назад «Новая Сибирь» сообщала о массовой гибели пчел в Черепановском и Искитимском районах Новосибирской области. До трагических вестей от новосибирских пасечников о подобных историях говорили во всей России. Пчеломор наблюдается как минимум в 15 регионах России. В том числе в Московской, Орловской и Смоленской областях, Татарстане, Удмуртии, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях.
Новосибирские пчеловоды были уверены, что причина гибели пчел — в инсектицидах, которые используются для защиты посевов рапса от насекомых-вредителей. В последнее время рапс получает большое распространение. Поскольку рапс — отличный медонос, привлекает он не только пчел, но и вредителей. С последними производители расправляются при помощи яда. При неосторожном или несвоевременном его применении вместе с вредителями страдают и пчелы.
Что изменилось за три недели, прошедшие с того момента, как стало известно о новосибирской катастрофе? Минсельхоз России оценил масштаб пчеломора в 25 регионах России в 39,6 тысячи пчелосемей — 1,3 процента от их общего количества, сообщил «Интерфакс». Во многих регионах отравителей выводят на чистую воду. Например, в Белгородской области по результатам лабораторных исследований причиной смерти назвали отравление инсектицидами, в состав которых входят фипронил и циперметрин. В Орловской области, где свою пасеку держит лидер КПРФ Геннадий Зюганов, по факту отравления пчел инсектицидами СК завел уголовное дело за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ).
В Новосибирской области к списку двух пострадавших районов добавился Болотнинский: телеканал ОТС сообщил о гибели пчел на его территории. Впрочем, по данным управления ветеринарии, пчеловоды Искитимского и Болотнинского районов, на какую-либо сатисфакцию со стороны аграриев рассчитывать не могут. Пчеловоды в этих районах не объединены в профессиональные сообщества, организовать проведение экспертизы по факту гибели своих питомцев не смогли. А вот ситуация в Черепановском районе оказалась иной.
В управлении напомнили про циркуляр Минсельхоза России, разосланный месяц назад региональным органам управления АПК. В нем говорилось: «Причинами нарушения жизнедеятельности пчел может быть не только применение пестицидов, но и другие факторы».
По данным специалистов управления ветеринарии, согласно данным экспертизы, пчелы в Черепановском районе погибли от агрохимических препаратов с действующим веществом 2,4-Д. Это дихлорфеноксиуксусная кислота — сильнейший пестицид, который, впрочем, является гербицидом, то есть направлен против растений-сорняков, а не насекомых.
Тут необходимо некоторое терминологическое разъяснение. Пестициды — это вещества, убивающие живое (объективно — не только вредное). Эти вещества разделяются на классы, среди них есть гербициды, убивающие растения, и инсектициды, заточенные на насекомых. Есть еще, например, фунгициды, от которых умирают грибы, зооциды — гроза всех теплокровных животных типа крыс и мышей. 2,4-Д относится к гербицидам, то есть должно убивать сорняки, но никак не пчел. Однако, как выясняется, пчел тоже.
Ну а что тут скажешь. Никотин ведь по своему действию относится именно к инсектицидам, а убивает лошадей. Да и, если верить агитационным надписям на сигаретных упаковках, людей тоже.
Что же касается перспектив черепановских пчеловодов на компенсацию, то, как считает представитель управления ветеринарии Юрий Шмидт, они имеют все права обратиться за ней в суд.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»