Подсудимая по уголовному делу с шестнадцатью потерпевшими на 1,9 млрд считает обвинения абсурдными и неясными.
В Новосибирске начали рассматривать второе уголовное дело бывшего генерального директора компании «Экология-Новосибирск» Ларисы Анисимовой. Топ-менеджер, который уже как на работу ходит в процесс про десяток крупных мошенничеств, теперь будет посещать еще и этот — про доведение компании до банкротства. Вместе с ней в нем фигурируют 16 потерпевших, существенная часть из которых — представители отрасли по транспортировке мусора Новосибирской области. Да что там представители — она тут практически вся.
Обвинительное заключение в зале суда уже зачитали. В нем утверждается: Анисимова, являясь генеральным директором ООО «Экология-Новосибирск», с использованием служебного положения совершала действия, позволяющие не платить кредиторам. Все они и стали потерпевшими.
Сумма долга перед ними на момент банкротства составляла 1 млрд 920 млн 650 тысяч 445 рублей 74 копейки, и это не текущие долги — немалая часть суммы сформирована в 2019-м, в первый год реализации в регионе мусорной реформы и деятельности неудачливого регоператора.
Так или иначе, но запредельный долг, о существовании которого много лет твердили транспортировщики мусора, теперь фигурирует как факт, равно как и то, что они от этого пострадали. Причем пострадали всерьез: кто-то совсем обанкротился, кто-то потерял часть лизинговой техники или часть оборотных средств. Теперь становится очевидно, что в годы мусорной реформы в Новосибирской области едва не пропала, как в ров с крокодилами, вся отрасль перевозок ТКО, до реформы существовавшая и развивавшаяся годы.
В обвинительном заключении отмечен не только размер долга, но и сам факт его существования. Регоператор, по соглашению, должен осуществлять своевременный расчет, но при этом еще в 2019-м, в первый же год работы по новым правилам, «вследствие ненадлежащего исполнения договорных обязательств у «Экологии-Новосибирск» образовалась кредиторская задолженность», — читает гособвинитель скороговоркой.
Следователи посчитали, что не платить по долгам — это было осознанное решение, возникшее «не позднее 1 ноября 2020 года» — когда были предприняты и первые «действия, направленные на преднамеренное банкроство ООО «Экология-Новосибирск». То, что в обвинении названо «преступный план», началось с создания условий, при которых регоператор «утратит возможность получать прибыль», заключив заведомо невыгодный договор с аффилированной структурой, чтобы основную часть денег оставлять за контурами «Экологии-Новосибирск». Затем предполагалось обратиться в суд с иском о банкротстве и провести его в подконтрольном режиме.
Если коротко, то впоследствии все так и будет — кроме последнего: лояльного аробитражного управляющего компании провести не удастся.
Структурой, на счетах которой, по версии следствия, оставался основной гешефт от транспортировки мусора, была компания «Экотранс-Н». Это название многие могут помнить с весны 2022 года по громкому скандалу, когда трудоустроенные в ней водители несколько раз забастовали, отказавшись выходить на линию из-за неадекватного обеспечения техникой и низкой зарплаты. Тогда же в очередной раз в нескольких районах города появились завалы мусора, а в прессе начали считать дни до лишения компании «Экология-Новосибирск» статуса регоператора, о неизбежности которой уже вовсю поговаривали.
Но региональные власти с этим решением тогда не спешили — оно придет лишь в феврале 2023-го. К тому моменту для «Экологии-Новосибирск» успеет сделать доброе дело тогдашний министр ЖКХ и энергетики Денис Архипов, за что вскоре и сам попадет в яму к крокодилам.
В декабре 2022-го в региональном правительстве прошло совещание, где среди прочего обсудят, что у регоператора уже 1,838 млрд долгов и надо направить в банк требование об оплате безотзывной банковской гарантии на сумму 220,174 млн. Архипову, который в совещании участвовал, поручат сделать это до 25 декабря, и он исполнит этот пункт 20 декабря. Однако спустя три дня, 23-го, подпишет и направит в банк отказ от требования.
Сэкономленные миллионы, правда, не пошли впрок ни регоператору, который окажется в конкурсном производстве, ни Денису Архипову, которого арестуют чуть более года спустя, а весной 2024-го осудят (сейчас его приговор о 7-летнем сроке обжалуется).
В глазах следователей свидетельством умысла стал и хитро устроенный конкурс на услуги транспортировщиков ТКО. В отличие от первого, по которому были разыграны контракты на вывоз мусора на 2019 год, на 2021-й регоператор разбил всю область на крупные лоты, «что повлекло установление высокого размера обеспечения заявок (от 20 млн до 187 млн рублей), лишив тем самым возможности мелких операторов участвовать в аукционах и обеспечив таким образом условия для победы ООО «Экотранс-Н», говорится в обвинении.
Так компания с тем же набором учредителей, что и у «Экологии-Новосибирск» (а это группа компаний «ВИС» и ее топ-менеджеры), стала единственным участником торгов и получила всю поляну без единой ставки. А это на сумму 1,512 млрд рублей.
Сам же регоператор, как говорит заключение эксперта, имеющееся в материалах дела, весь 2021 год будет «критически ухудшать свое финансовое состояние» — вплоть до неудовлетворительного. И 20 декабря Анисима подпишет заявление о признании компании несостоятельной. Всего этого в совокупности следователями показалось достаточно, чтобы обвинить топ-менеджера в преднамеренном банкротстве (п. а ч. 2 ст. 196 УК РФ).
Анисимова на выступление прокурора отреагировала недружелюбно: «Я не признаю себя виновной. Обвинение мне непонятно. Более того, я заявляю, что преступления не было».
Какие у нее аргументы? Во-первых, она считает не доказанным злой умысел. Во-вторых, не согласна, что ее действия противозаконны: их многократно проверяли разные органы, и они ничего не нашли. Как же это так, возмущена она, существенная часть долга могла образоваться еще до возникновения преступного умысла и преступного плана? «Непонятно, как последствия результата каких-то действий возникли раньше, чем они были придуманы, запланированы и совершены». «Насколько мне известно, состав преступления, предусмотренный 196-й статьей УК, — это сокрытие имущества и «вывод активов», которого в «Экологии-Новосибирск» быть не могло, потому что самый главный наш актив — дебиторская задолженность».
Словом, обвиняемому не понравилось буквально все: «Если обвинительное очистить от словесных нагромождений и уголовных канцеляризмов, то от него останется только несколько противоречивых утверждений, причем часть из них не соответствует действительности, а часть лишена логики и смысла», — говорит она.
Ну а как на все это посмотрит суд и потерпевшие — покажет время.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: