Вместо спасибо у РАТМа отобрали завод

0
3056

В приватизации Ростовского оптико-механического завода суд нашел невиданные нарушения, позволившие изъять акции у инвестора.

С иском генеральной прокуратуры к структурам основанного в Новосибирске «РАТМ Холдинга» Арбитражный суд Ярославской области разбирался недолго. В июле судьбу ценных бумаг начали рассматривать, а в сентябре уже все рассмотрели. Теперь даже вступления решения в силу не будут ждать — оно к немедленному исполнению.

В решении написано: в пользу Российской Федерации «из чужого незаконного владения» истребовать государственное имущество в виде пакетов обыкновенных акций Ростовского оптико-механического завода в количестве 14 620 175 и 8 980 171 штук и привилегированных акций 598 752 штук. Это контрольный пакет и солидная добавка с гарантированными дивидендами.

Правда, в наши дни такие заводы, как РОМЗ, — это не столько капитал, сколько воплощение обороноспособности и суверенитета, а тут у нас за ценой стоять не принято. Оказывается, завод включен в сводный реестр оборонных предприятий Минпромторга России, является производителем специальной техники и комплектующих, используемых для оснащения Вооруженных сил РФ, имеет стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороны страны, осуществляет серийное производство и ремонт оптико-механических и оптико-электронных комплексов, является ведущим разработчиком и производителем наблюдательных и прицельных комплексов систем управления огнем для бронетанковой и авиационной техники, а также широкой номенклатуры приборов военного и специального назначения. Так написано в документах, а в прессе пишут проще: они там, мол, выпускают прицельные системы и тепловизоры для танков.

Комментария от «РАТМ Холдинга» до сдачи этого номера в печать «Новая Сибирь» не дождалась (а они обещали), поэтому ответы придется искать в материалах суда. Судя по ним, прокуроры зацепились за приватизацию РОМЗа, которая прошла, по представленной в суде версии частных собственников, по постановлению Совета Министров — правительства РФ № 1285 «О предприятиях и организациях оборонных отраслей и промышленности, не подлежащих приватизации в 1993—1995 годах, а также преобразуемых в акционерные общества». Непосредственно процесс пошел с марта 1995 года и проходил «с участием полномочного представителя Российской Федерации».

Но суд решил, что Российская-то как раз Федерация никакой приватизации тут не проводила. Приватизацию, оказывается, провели помимо ее воли.

У суда по материалам дела сложилась совсем отличная картина. Он восстанавливал ее в деталях с момента образования завода с подчинением Главному управлению Министерства оборонной промышленности СССР 25 января 1971 года. С тех пор он так и  остался «предприятием оборонного назначения для разработки, производства и реализации изделий военного назначения». А всю приватизацию провела Ярославская область, хотя ей федеральные власти для этого ни полномочий, ни прав собственности не передавали.

Областное управление финансов в 1993 году зарегистрировало акции, в том числе одну «золотую», областной комитет по управлению имуществом составил план приватизации, а областной фонд имущества их «передал в пользу третьих лиц». У принадлежащих «РАТМ Холдингу» компаний «ИсНов» и «Сибмир» они оказались лишь в 2013 году, они отдали их в залог банку «Финсервис», чем обеспечили кредит родственнику — компании «Экран — оптические системы».

«Генеральной прокуратурой в рамках предоставленных ей полномочий выявлены факты нарушения экономического суверенитета Российской Федерации, незаконного распоряжения и выбытия из владения Российской Федерации имущества ГП «РОМЗ», представляющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также противоправного завладения им ответчиками», — говорится в решении.

Что выявили все совсем недавно — это важно: обычно-то срок давности таких сделок не более трех лет. А тут видимо, генпрокуратура неожиданно про все это хозяйство вспомнила.

Встреча зампреда правительства РФ, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова с руководством РОМЗ. Кадр теленовостей

В прессе пишут, что она уже не за первым таким добром приходит. Нечто похожее, видимо, происходит с договором купли-продажи имущественного комплекса новосибирского НПО «Сибсельмаш». Но там, с одной стороны, все проще (завод уже давно ничего военного не делает и вообще является банкротом), а с другой — сложнее (его покупатель явно и не собирался восстанавливать на Ленинской промплощадке былого промышленного гиганта.

РАТМ-то РОМЗ как минимум сохранил. Как минимум в те годы, когда никто не вспомнил, что завод — это буквально воплощение суверенитета страны. Помнится, зампред правительства РФ и министр промышленности и торговли Денис Мантуров пару лет назад встречался с руководством РОМЗа, и основатель «РАТМ Холдинга» Эдуард Таран с ними был. Даже фото остались. Наверное, вице-премьер из чистой деликатности не спросил, почему федеральное имущество у частника в собственности оказалось.

Был ли РОМЗ ценным активом в структуре холдинга? Посторонний может об этом только гадать. Очевидно одно: если бы он нес золотые яйца сам по себе, вряд ли он оказался бы в структуре бизнеса регионального бизнесмена, холдинг которого оптико-механическое направление считает одним из основных. Мы не приведем документов, но полагаем, что избыточный кэш ростовское предприятие не генерировало, а не обанкротилось и не закрылось оно во многом благодаря тому, что оказалось в профильной инжиниринговой структуре.

Теперь, конечно, когда через него пойдет гособоронзаказ, государство не потерпит того, что какой-то частник будет на них греться. Может, тогда, когда Мантуров по цехам РОМЗа ходил, они еще не шли, а сейчас вот-вот пойдут. Поэтому — не надо спасибо, верните все наше и свободны.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Родине понадобились стратегические сеялки

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.