Две частные новосибирские компании, владеющие складами под Новосибирском, оказались невольными спонсорами расследования уголовного дела в отношении Отто Сопроненко, который обвиняется в мошенничестве при строительстве шести концессионных школ. Сегодня они самостоятельно несут в связи с ним издержки, оцениваемые в десятки миллионов рублей.
Школьная концессия — одна из самых серьезных неприятностей для Новосибирска. Соглашение о ее реализации было заключено в декабре 2021 года и предусматривало строительство шести общеобразовательных учреждений на 5775 мест. Частным партнером регионального правительства в лице минобразования стало ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение» в лице генерального директора Отто Сопроненко. Концессионер привлек к реализации проекта аффилированные структуры: в частности, генподрядчиком стало ООО «СК «Столица Приволжья». На часть предоплаты компания даже закупила оборудование и материалы и завезла их на склады в пригородном поселке Озерный.
Однако дела не пошли — настолько, что 15 мая 2024 года в отношении Отто Сопроненко и неустановленных лиц было возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий (ч. 4 ст. 159 УК РФ) с предполагаемым ущербом в 3 млрд 102 млн рублей, принадлежащих Новосибирской области. Следствие считает, что этими деньгами частный партнер и его подельники «распорядились по своему усмотрению», поэтому закупленные матценности стали вещдоком. Они остались лежать на тех же складах, но перешли на ответхранение к минобразу.
Остался вопрос: а кто за это будет платить? По оценкам источника «Новой Сибири», знакомого с ситуацией, с момента ареста издержки на обеспечение сохранности вещественных доказательств уже превысили 20 млн рублей, и владельцы складов считают это серьезными потерями.
Один из них уже обратился в суд, но там ответили: министерство — государственный орган, оно просто так платить никому не может — только через госконтракт, заключенный по конкурсу.
«Владельцем арестованного имущества является ООО «СК «Столица Приволжья», которое в соответствии с заключенными договорами хранения должно исполнять свои обязательства в полном объеме. Арест имущества, хранящегося на складах истца, не препятствует исполнению сторонами договора хранения ранее взятых на себя обязательств», — говорится в решении Арбитражного суда Новосибирской области.
В ходе процесса установлено, что генподрядчик находится в процедуре банкротства и, очевидно, платить долгое время никому ничего не будет вообще, но на решение это не повлияло. Оно принято 17 декабря, в законную силу пока не вступило.
Владельцы складов от комментариев уклоняются, просят журналистов не обострять ситуацию, но признают, что проблема для них очень серьезна. Источник, близкий к руководству одного из них, сообщил «Новой Сибири», что есть твердое намерение решение оспаривать.
Минобразования региона ответов на вопросы «Новой Сибири» дать до публикации не успело никаких. Спешить — вообще не в правилах чиновников, тем более в процессах, которые уже и так успели стать резонансными.
Недавно на школьной концессии, подводя итоги года на встрече с журналистами, подробно останавливался губернатор — после его слов в прессе даже решили, что регион с частными партнерами вообще больше не будет никакие соглашения заключать. Однако это не совсем так.
Соглашение с Отто Сопроненко в свое время давало региону надежду на решение проблемы обеспечения учебными местами без серьезных инвестиций, потом, когда деньги появились, отказываться Новосибирск уже не мог, поскольку громче всех кричал о нехватке школ, считает Андрей Травников. Но потом не задалось с частным партнером, да плюс еще и подскочила ставка Центробанка, к которой была привязана стоимость заемных ресурсов. Под 21 процент строить социальные объекты просто неразумно, признает Андрей Травников.
«Но у нас намерение достраивать школы своими силами, уже без участия частного партнера. И здесь возможны два варианта: или замена концессионера на подконтрольную компанию, или расторжение концессии и передача недостроя в собственность области. С этим и связаны шаги, в том числе и прокуратуры, уголовное дело, иски по расторжению концессии», — объяснял глава региона.
Вскоре на пресс-конференции в ТАСС это косвенно подтвердил и прокурор Новосибирской области Александр Бучман: «Мы ведем совместную работу с губернатором региона, и цель наша — не расторгнуть концессию, а завершить строительство школ. Сегодня мы уже на финишной прямой, планируется изменение концессионера на контролируемого региональным правительством. Эта работа уже находится в стадии завершения. Мы надеемся, что в начале следующего года строительство школ активно начнётся — уже под контролем региона».
Сегодня похожие процессы проходят и вокруг других концессионных объектов. Регион наводит порядок в отношениях с частными партнерами, чтобы в случае чего сделать менее финансово болезненной их замену. В контексте этой позиции и сохранность оборудования с материалами, и успех расследования дела «школьной концессии» имеют для власти принципиальное значение., но пока платить за это приходится частному бизнесу, в освоении миллиардных бюджетных потоков не замеченному.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Перспективы новосибирских концессионных школ не столь отдаленные