На площадке арт-платформы «Дом да Винчи» Новосибирской государственной областной научной библиотеки презентован альбом, посвященный известному новосибирскому художнику-монументалисту, одному из родоначальников монументального искусства в Новосибирске Василию Кирьянову (1926–2012).
Альбом основан на воспоминаниях самого художника, членов его семьи, коллег и учеников, в нем представлено полное собрание монументальных, декоративных, живописных, графических работ и скульптур автора.
Василий Григорьевич известен всему Новосибирску тем, что создал серию живописных и монументальных произведений на фасадах и в интерьерах общественных и научных зданий Новосибирска: панно на фасаде Дворца культуры «Строитель», мозаичные панно «Труд, наука, культура, искусство» на стене здания Областного совета профсоюзов и «Человек и наука медицина» на фасадах Института клинической и экспериментальной медицины.
О создании, пожалуй, самого известного панно и витражей в городе рассказывает новосибирский искусствовед и педагог Павел Муратов:
«…Кирьянова ждал заказ на оформление Дворца культуры «Строитель». Хотя в проекте здания ни росписи, ни тем более мозаики и витражи не предусматривались, автор проекта Г.В. Гаврилов …оказался податливым на предложение развить средствами монументального искусства идею постройки. В результате началась длительная работа Кирьянова над композициями, и плоские белые фасады здания обогатились содержательными зрелищными элементами.
Под свежим впечатлением от только что законченной работы монументалист с сорокалетним стажем работы в новосибирском Союзе художников А.А. Бертик …в очерке для новосибирской газеты писал:
«Декоративное панно на фасаде здания, сделанное опытным художником В. Кирьяновым, не лишено достоинств. Тема мозаики — труд строителей. Своеобразно композиционное решение плоскости панно. Фигуры строителей созвучны общему ритму созидания. В них монументальная условность сочетается с типическим и индивидуальным.
Автор большого витража в лекционном зале — все тот же В. Кирьянов. Вообще-то витражи, широко распространенные в Прибалтике, для Сибири дело новое. Если в классическом витраже фрагменты из стекла соединяются свинцовой пайкой или латунью, то Кирьянов и его помощники по исполнению А. Голубев и А. Моисеев применили новый, технологически более простой способ соединения стекла эпоксидной смолой. Витражи в оконных проемах лекционного зала на тему «Искусство» привлекают яркостью прозрачных красок, создают необыкновенное зрелище. Гармония, построенная на контрастных сочетаниях, — вещь трудная. …Эта связь держит в единстве оформление всех оконных проемов. Несколько укрупненные масштабы — тоже находка автора, она дает повышенное эмоциональное звучание всему витражу».
…Благодаря мозаике и витражам дворец выглядел запоминающимся, контрастным к окружающей зелени и полудеревенским постройкам. Два десятилетия ДК «Строитель» привлекал к себе жителей города, стремившихся к искусствам разного рода. Он сделался центром художественной самодеятельности Новосибирска, в частности живописцев.
Мозаичное панно «Человек и наука медицина» (или «Человек. Здорвье. Медицина», как указано на фасаде здания), выполненное Кирьяновым на фасадах Института клинической и экспериментальной медицины в Советском районе, считается одним из самых больших мозаичных панно в России — его площадь составляет 600 кв. метров.
Эта работа художника, завершенная к 1989 году, признана образцом монументально-декоративного панно, выполненного в стиле советского модернизма второй половины XX века. На одном из фрагментов мозаики на западном фасаде изображен древнегреческий медик Гален, основоположник экспериментальной научной медицины, а на ленте электронно-вычислительной машины отперфорировано изречение древнеримского поэта Ювенала — Mens sana in corpore sano («В здоровом теле здоровый дух»).
Панно предполагалось номинировать на Государственную премию РСФСР, а Кирьянову предложили продолжить работу над интерьерами ИКЭМ — выполнить мозаичные портреты знаменитых медиков и витражи в вестибюле, но выделение бюджетных средств в те годы резко сократилось, и последующие проекты художника так и не были реализованы.
На презентации присутствовал сын художника-монументалиста Евгений Кирьянов — он передал в фонд отдела искусств библиотеки презентуемый альбом. Евгений Кирьянов продолжает дело отца, — правда, его технократические конструкции уже не принадлежат реалистическим течениям в изобразительном искусстве: автор создает композиции из совсем не художественных объектов, придавая символические значения их прикладным функциям и перенося их в художественное пространство.
Ранее в «Новой Сибири»:
Панно на фасаде «Советской Сибири» утвердили объектом культурного наследия