«Дон Жуан» станет третьей постановкой оперного цикла «Моцартиана» в НОВАТе, первые две — «Волшебная флейта и «Свадьба Фигаро» — уже два года пользуются у публики огромным успехом. Премьера оперы Моцарта в двух действиях в постановке главного режиссера театра Вячеслава Стародубцева и дирижера Петра Белякина состоится 23 февраля, а также 2 и 3 марта на Малой сцене НОВАТа.
Режиссер и автор художественной концепции спектакля Вячеслав Стародубцев предлагает свои разгадки тайн одной из самых исполняемых опер мирового репертуара, опираясь исключительно на музыкальную драматургию и внутреннюю логику великого моцартовского сочинения. Именно это определило остроумную и во многом неожиданную трактовку одного из вечных сюжетов мировой культуры и выразительное визуальное решение новой постановки.
— Признаюсь, что «Дон Жуан» до сегодняшнего дня не был моей любимой оперой Моцарта, признается режиссер. — Мне казалось, что все слишком экзальтированно, много крика и предельной тесситуры, но, когда серьезней погружаешься в музыку, а не в ее интерпретации, понимаешь истинные причины. Дон Жуан — катализатор, он указывает на наши потаенные желания и страхи, именно за это его ненавидят и хотят наказать. Наша история — черно-белая, в сценографии будет только один цветовой акцент — цвет сицилийского апельсина. Черный, серый цветовой фон — это наши предрассудки, пороки, наше недоверие жизни, а сочный жизнерадостный оранжевый — это радости и удовольствия жизни, которыми так смело и открыто наслаждается Дон Жуан. На мой взгляд, именно этого герою не могут простить те, кому не хватает смелости быть свободным, наслаждаться любовью и самой жизнью. Дон Жуан — это любовь к жизни во всех ее проявлениях и, мне кажется, сам Моцарт, а вернее моцартовская музыка оправдывает этого героя. Начиная с увертюры, в музыке явно звучит, что сам Моцарт на стороне свободного, смелого в мыслях и поступках Дон Жуана и сомневается в том, что он виновен в смерти Командора. Поэтому в спектакле я предложил ходы, которые наверняка будут довольно неожиданными и интересными для зрителей.
Музыкальный руководитель и дирижер постановки Петр Белякин подтверждает мнение режиссера:
— Вместе с Вячеславом Васильевичем мы хотим сделать динамичный спектакль, исключив все шаблоны. «Дон Жуан» настолько часто исполняется, что стал заштампованным, поэтому нам хотелось бы найти нестандартный подход к этому произведению. Режиссер предложил психологически переосмыслить некоторые моменты оперы, а теперь мне предстоит переосмыслить их музыкально. Но при этом никакого насилия над музыкой нет. Оказывается, сама музыка предполагает переосмысление, в ней это изначально заложено, поэтому противоречия между режиссерским прочтением и музыкальным материалом не возникает. Благодаря этому мы заново открываем, заново изучаем эту оперу. Таково свойство музыки гениальных композиторов — она живет своей жизнью независимо от того, что замыслил творец. Это самовоспроизводящаяся система, которая сама выбирает, как ей звучать.
Над новым спектаклем вместе с Вячеславом Стародубцевым и Петром Белякиным работают постановщики, знакомые зрителям по первым спектаклям «Моцартианы»: художники Жанна Усачева (костюмы), Тимур Гуляев (сценография), Вадим Дуленко (мультимедийный контент), Ирина Вторникова (световая партитура), Сергей Захарин (пластическое решение).
Главные партии готовят опытные мастера сцены и молодые солисты оперной труппы НОВАТа: Гурий Гурьев, Артем Акимов, Виталий Новиков (Дон Жуан), Шагдар Зондуев, Алексей Лаушкин, Николай Лоскуткин (Командор), София Бачаева, Кристина Калинина, Юлия Юмаева (Донна Анна), Андрей Денисов, Владимир Кучин (Дон Оттавио), Ольга Колобова, Ирина Новикова, Юлия Шагдурова (Донна Эльвира), Алексей Лаушкин, Никита Мухин, Андрей Триллер (Лепорелло), Константин Буинов, Никита Мухин (Мазетто), Диана Белозор, Галина Петкевич, Дарья Шувалова (Церлина).
Марина ИВАНОВА, фото Алексея ЦИЛЕРА
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»